Приложение МААМ

Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы

Дарья Елизарова
Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №1» Елизарова Д. А.

Как известно, за последние годы наше общество очень изменилось. Изменения коснулись как моделей поведения, так и ценностных ориентиров. Произошло это за несколько последних десятилетий, когда так называемые «дети 90х» впитывали жизненные реалии тех времен: когда все были заняты поиском работы, способа выжить, да и о морали думать у многих, практически не было ни времени, ни желания. Под прессом всех тех событий, нестабильной ситуации, молодёжь выбрала курс на выживание любой ценой, а «морально или не морально», «духовно или не духовно» - это не так важно. Процессы, происходящие в нашей стране в то время, вызвали в какой-то степени, утрату гуманистических нравственных ценностей. Сейчас эти «дети» сами стали родителями, и они приводят к нам своих детей - наших воспитанников, которым, зачастую, передается этот «багаж» ценностей. И перед нами, педагогами, стоит, на мой взгляд, очень важная задача – формирование нового мировоззрения: ведь дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Публикация «Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы» размещена в разделах

Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность: самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Означает ли это, что знания как ценность отходят в сторону? Абсолютно нет. Как писал один из теоретиков суфизма Шихаб Ад-Дина «Всякий обладающий знанием и разумом – украшение, всякий, у кого нет этих двух качеств – ничтожен. Знание нужно, чтобы действие было сокровищем, потому что без знаний действие – мука».

Итак, ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования :

Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию : развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств как регуляторов морального поведения.

Так как я являюсь музыкальным руководителем, хотелось бы подробнее остановиться на последнем аспекте: на мой взгляд, важно создавать условия, чтобы воспитанники выбирали, а точнее, вырабатывали для себя положительные ценности и идеалы, а цели и воплощающие их конкретные задачи отражали движение к идеалу, формирование аксиологического "Я" (ценностные ориентации, чтобы у них формировалось избирательное отношение, вырабатывались установки и предпочтения по отношению к идеям, факторам, явлениям, людям. Стремление человека организовать, регулировать, настойчиво прокладывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, идеалам и ценностям, есть важнейшее качество личности как субъекта жизнедеятельности, обучения и процесса собственного самовоспитания. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. И важнейшей вехой на этом пути, является художественно-эстетическое развитие, в контексте ФГОС дошкольного образования предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)».

Основные задачи работы педагогов по развитию ценностно-смысловой сферы детей заключатся в следующем:

Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка.

Создать условия для восприятия целостной картины мира.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Для достижения целей и задач по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы :

- Непосредственно организованная деятельность

- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.

- Самостоятельная деятельность детей.

-Взаимодействие с семьей (вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. На родительских встречах можно предлагать задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого: танцы, пение, ритмические и коммуникативные упражнения. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей).

В заключении хотелось бы отметить, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования ценностно-смысловой сферы является индивидуальный подход. Например, А. И. Буренина советует давать детям больше свободы действий в выборе танцевальных движений. -Как? -скажете Вы, -Ведь у меня 30 детей в группе?-. Очень просто. Начинать нужно с малого: достаточно одной минуты чтобы тридцать детей проявили свою индивидуальность, сделали свой выбор и, возможно, удивили своих педагогов. Этот опыт я переняла у американских коллег. Упражнение «Приветствие» : на дверь в музыкальном зале повесила изображение ладошки, танцующих и обнимающихся людей. Дети обычно заходят в музыкальный зал друг за другом. Однажды повесив эти изображения попросила детей поздороваться со мной кто как захочет, и каково было мое удивление, когда я поняла, что ранее зажатые дети буквально за секунду раскрепостились. Те, кто мало проявлял эмоции на занятии-решили поприветствовать меня объятием. Те, кто редко проявлял желание танцевать-поздоровались именно танцем.

Безусловно, для повышения эффективности необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, но я с уверенностью могу сказать: да, это маленький шажок для педагога, но огромный шаг для педагогики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования  Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качества образования Ф. И. О. педагога ___ Стаж работы___ Дата.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей Кажется, что применительно по крайней мере к дошколятам говорить о ценностно-смысловой сфере так же преждевременно, как и об их академическом.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования Мельникова Юлия Сергеевна Старший воспитатель, МБДОУ «Чайка» Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими.

Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования .

Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования На современном этапе развития дошкольного образования по – новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих.

Эссе «Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования» Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы
Опубликовано: 27 января 2019 в 11:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Елизарова (УИ 858228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД