Дарья Елизарова
Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Агалатовский ДСКВ №1» Елизарова Д. А.
Как известно, за последние годы наше общество очень изменилось. Изменения коснулись как моделей поведения, так и ценностных ориентиров. Произошло это за несколько последних десятилетий, когда так называемые «дети 90х» впитывали жизненные реалии тех времен: когда все были заняты поиском работы, способа выжить, да и о морали думать у многих, практически не было ни времени, ни желания. Под прессом всех тех событий, нестабильной ситуации, молодёжь выбрала курс на выживание любой ценой, а «морально или не морально», «духовно или не духовно» - это не так важно. Процессы, происходящие в нашей стране в то время, вызвали в какой-то степени, утрату гуманистических нравственных ценностей. Сейчас эти «дети» сами стали родителями, и они приводят к нам своих детей - наших воспитанников, которым, зачастую, передается этот «багаж» ценностей. И перед нами, педагогами, стоит, на мой взгляд, очень важная задача – формирование нового мировоззрения: ведь дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.
Публикация «Ценностные ориентиры современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы» размещена в разделах
Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность: самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Означает ли это, что знания как ценность отходят в сторону? Абсолютно нет. Как писал один из теоретиков суфизма Шихаб Ад-Дина «Всякий обладающий знанием и разумом – украшение, всякий, у кого нет этих двух качеств – ничтожен. Знание нужно, чтобы действие было сокровищем, потому что без знаний действие – мука».
Итак, ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования :
Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию : развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств как регуляторов морального поведения.
Так как я являюсь музыкальным руководителем, хотелось бы подробнее остановиться на последнем аспекте: на мой взгляд, важно создавать условия, чтобы воспитанники выбирали, а точнее, вырабатывали для себя положительные ценности и идеалы, а цели и воплощающие их конкретные задачи отражали движение к идеалу, формирование аксиологического "Я" (ценностные ориентации, чтобы у них формировалось избирательное отношение, вырабатывались установки и предпочтения по отношению к идеям, факторам, явлениям, людям. Стремление человека организовать, регулировать, настойчиво прокладывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, идеалам и ценностям, есть важнейшее качество личности как субъекта жизнедеятельности, обучения и процесса собственного самовоспитания. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. И важнейшей вехой на этом пути, является художественно-эстетическое развитие, в контексте ФГОС дошкольного образования предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)».
Основные задачи работы педагогов по развитию ценностно-смысловой сферы детей заключатся в следующем:
Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка.
Создать условия для восприятия целостной картины мира.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Для достижения целей и задач по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы :
- Непосредственно организованная деятельность
- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
-Взаимодействие с семьей (вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. На родительских встречах можно предлагать задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого: танцы, пение, ритмические и коммуникативные упражнения. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей).
В заключении хотелось бы отметить, что каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования ценностно-смысловой сферы является индивидуальный подход. Например, А. И. Буренина советует давать детям больше свободы действий в выборе танцевальных движений. -Как? -скажете Вы, -Ведь у меня 30 детей в группе?-. Очень просто. Начинать нужно с малого: достаточно одной минуты чтобы тридцать детей проявили свою индивидуальность, сделали свой выбор и, возможно, удивили своих педагогов. Этот опыт я переняла у американских коллег. Упражнение «Приветствие» : на дверь в музыкальном зале повесила изображение ладошки, танцующих и обнимающихся людей. Дети обычно заходят в музыкальный зал друг за другом. Однажды повесив эти изображения попросила детей поздороваться со мной кто как захочет, и каково было мое удивление, когда я поняла, что ранее зажатые дети буквально за секунду раскрепостились. Те, кто мало проявлял эмоции на занятии-решили поприветствовать меня объятием. Те, кто редко проявлял желание танцевать-поздоровались именно танцем.
Безусловно, для повышения эффективности необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, но я с уверенностью могу сказать: да, это маленький шажок для педагога, но огромный шаг для педагогики.