МААМ-картинки

Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования

кученкова светлана
Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития дошкольного образования по – новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической способностью.

На это нацеливает ФГОС ДО, определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности, на решение задач «по охране и укреплению, физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Публикация «Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования» размещена в разделах

Приоритет здоровья является отличительной особенностью современного дошкольного образования. Обязательным условием образовательного процесса должна быть грамотная забота о здоровье дошкольников. Это определяет необходимость последовательного формирования организационнопедагогического – здоровьесберегающего пространства. В этом принимают на себя ответственность за результаты все педагоги, специалисты и родители, они согласованно решают общие задачи.

Особенности и сущность здоровьесберегающего пространства – является частью педагогики здоровья. Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченев, И. П. Павлов, А. А. Ухтинский и другие физиологи.

С точки зрения И. П. Павлова, «человек есть единственная в высочайшей степени саморегулирующая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая система».

На сегодняшний день во всем мире актуальной проблемой является тема здоровья. Она была и есть первостепенной для всех времен и народов. Забота о здоровье детей – одна из важных задач в современном дошкольном образовании.

Проблеме здоровьесберегающего пространства и оздоровительной деятельности большое внимание уделяют ученые, педагоги и психологи. Они убеждены, что отсутствие целостной теории педагогики здоровья, являются одним из существенных факторов, сдерживающих внедрение здоровьеориентированных педагогических технологий в массовую практику образовательных организаций. Считают, одной из нерешенных проблем педагогики здоровья, является ее не достаточная методологическая разработанность.

Как показали результаты анализа практической деятельности в некоторых дошкольных образовательных учреждениях на меры по укреплению здоровья детей влияет :

- отсутствие целостности и стабильности структуры здоровьесберегающего образовательного пространства;

- разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи, социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка;

- ограничение двигательной активности ДОУ и семье;

- не достаточно организованная развивающая среда.

Различные технологии сбережения и накопления здоровья позволяют считать всех участников образовательного процесса вполне оправданными. Дают возможность построить свою собственную оздоровительную систему, освоить приемы саморегуляции по силам каждому педагогу главное захотеть и знать различные формы работы.

В наших дошкольных группах ведется самая активная работа по сохранению здоровьесбережения детей. Весь коллектив работает сообща. Мы создаем условия и комфорт для детей. Следим за здоровьем и самочувствием дошкольников.

Дошкольные группы реализуют физкультурно-оздоровительное направление по парциальной Программе «Здоровый малыш» (под редакцией З. И. Берсеньевой). Она направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности по отношению к своему здоровью. Одно из основных направлений программы созвучно с профилактическим мероприятиям областного проекта «Управление здоровьем». Это – обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнение санитарно – гигиенического режима; решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; предупреждение острых респираторных заболеваний.

На данном этапе дошкольное учреждение аппробирует программу Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор», которая является составной частью проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО «Дошкольник Белогорья». Целью Программы является обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного, гармонично – физического развития ребенка в период дошкольного детства с учетом интересов, потребностей детей и их родителей, специфики национальных и социокультурных условий, спортивных традиций региона.

Как и во всех дошкольных учреждениях, у нас тоже болеют дети. На здоровье детей влияет чистота земли, воздуха, экология, чистота и качество потребляемых продуктов и питьевая вода. Неблагоприятные экологические факторы воздействуют на ослабление организма и требуют его постоянной коррекции, направленной на устранение этого негативного влияния. Конечно, весь коллектив заинтересован в том, чтобы дети не болели. На это мы отводим много времени физическим упражнениям.

Это утренняя гимнастика, физминутки во время образовательной деятельности, пальчиковые игры, физкультурные развлечения, досуги, праздники и конечно физкультурные занятия не только в спортивном зале и на воздухе, где на территории дошкольных групп оборудована физкультурная площадка. Проводятся ежедневные прогулки, наши дошкольники любят играть в подвижные игры. Движение распределяется в течение дня. Желательно, чтобы и в выходные дни двигательная деятельность детей не прекращалась. Ведь недаром говорится: «Движение – это жизнь!».

В систему здоровьесбережения мы включили комплексы закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).

Используем инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, массажи, тактильные дорожки).

Очень тщательно следим за организацией рационального питания

(круглогодично производится витаминизация – 3го блюда, в рацион питания включены овощи и фрукты).

Проводится медико - профилактическая работа с детьми и родителями. Придерживаемся, соблюдению требований САНПиНА к организации педагогического процесса.

Физическое здоровье определеяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого наши педагоги учат детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. Нами поводятся беседы о гигиене, о правильной осанке. Наши дети любят, когда к ним в гости приходит знаменитый «Мойдодыр». Особое внимание уделяем развитию культурно-гигиеническим навыкам. Знакомим с хорошими и плохими привычками. Показываем сюжетные картинки, рассматриваем альбомы о сохранении здоровья. Рассказываем детям о семейных традициях. Расширяем представления и обучаем играть в народные игры и забавы. Воспитываем уважительное отношение к народной культуре Белгородчины.

Хорошо организованная и оснащенная развивающая среда является необходимым условием для осуществления обогащаемого физического развития и оздоровления детей. В группах созданы «Центры здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанными руками педагогов. Мы своевременно, разнообразно пополняем и обновляем материал. Жизнь не стоит на месте, и педагоги стараются идти в ногу со временем. Вместе с детьми собирают шишки и желуди, чтобы играть в подвижные игры. Заготавливают песок для создания «Сухого аквариума», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса. Коврики из пробок, пуговиц, крупы – для массажа стопы ног, нам помогают пошить родители. Султанчики, вертушки – для развития речевого дыхания и увеличения объема легких дети принесли из дома. Работа в творческой мастерской позволяет совместно с детьми изготавливать: самодельные различные массажеры, которые воздействуют на различные точки организма. На коврики нашиваем веревки с узелками, фломастеры, карандаш, они полезны для массажа ступней ног и развития координации движений. Шьем спортивные мешочки, рукавички для массажа тела.

В «Центрах здоровья» находятся шишки, желуди, грецкие орехи, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа. Книги, энциклопедии, иллюстрации, дидактические игры, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Решая задачи здоровьсбережения и физкультурно – оздоровительной работы в дошкольных группах, мы опираемся на принципы единства взаимодействия: родители = ребенок = педагог. Большое значение имеет совместная работа с родителями по сохранению здоровья детей. Родители заинтересованы в первую очередь в том, чтобы их дети росли здоровыми.

Наблюдения анализ, и данные анкетирования родителей показывают, что многие семьи испытывают трудности в сохранении здоровья детей. Причиной этого являются личностные проблемы родителей : усталость, психическое и физическое перенапряжение. Стремительный темп жизни, ухудшение состояния психического и физического здоровья детей.

Вовлекая родителей в единое здороьесберегающее пространство, мы предлагаем, как можно больше занимать с детьми физическими упражнениями, закаливанием, совершать прогулки по парку пешком и на лыжах, кататься на велосипеде, самокате, участвовать в коллективных соревнованиях: «Кто быстрее», «Папа, мама, я – спортивная семья». Проводим беседы и родительские собрания. Стараемся подсказать дорогим нашим папам и мамам, как лучше провести закаливание, чем полезны физические упражнения, проводим опрос и анкетирование через интернет ресурсы.

Подводя итоги выше сказанному. Можно отметить, что только благодаря здоровьесберегательному пространству можно добиться реальных успехов в деле снижения заболеваемости, инвалидности, смертности детей, являющихся демографическим потенциалом страны, и будущего России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни :

методические рекомендации. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007

2. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. М. Просвещение, 1986. (5-8)

3. Гаврюхина Л. В. Здоровьесберегающие технологии ДОУ : методическое

пособие. М. : ТЦ. Сфера, 2008.

4. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть

во двор» (образовательная область «Физическое развитие») : методическое пособие / Л. Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат – Черноземье, - 2017.-52 с.

Публикации по теме:

Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования В результате реформирования современного дошкольного образования в вопросах развития потенциальных сил ребенка образовался кризис. Именно.

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Организация здоровьесберегающего пространства в младших группах «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования  Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы Качество дошкольного образования: достижения, проблемы. Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного.

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования Мельникова Юлия Сергеевна Старший воспитатель, МБДОУ «Чайка» Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования .

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС» На данном этапе развития общества сложилось так,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования
Опубликовано: 23 октября 2018 в 21:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и методологические проблемы здоровьесберегающего пространства современного дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем кученкова светлана (УИ 1605954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД