Вера Удовиченко
Эссе «Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования»
▼ Скачать + Заказать документы
Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Публикация «Эссе „Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования“» размещена в разделах
На мой взгляд появление инновационного обучения является важным шагом к изменению сложившейся образовательной парадигмы. Инновационное обучение в самом общем понимании – новый взгляд на возможности методики, на процесс ее формирования. Важно то, что инновационное обучение характеризуется предвосхищением результата познания учеником и обязательным его участием в процессе познания, организованным необычно. Эти характеристики влекут за собой изменение стиля преподавания.
Общеизвестны четыре типа:
• авторитарный
• демократический
• либеральный
• гуманистический
Авторитарное воспитание, безусловно, является самым древним. Подобное воспитание используется в педагогической практике и сейчас, конечно, не его грубые, а скрытые и опосредованные формы. Но основная черта так и осталась неизменной: воспитанник - исполнитель воли воспитателя. Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учитель субьектом, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту.
Учителя с авторитарным стилем руководства проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью; они чаще пользуются запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. В работе деловой подход преобладает над личностным. Учитель требует безусловного, неукоснительного подчинения и определяет ребенку пассивную позицию, стремясь манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Авторитарный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание, чувство покинутости, незащищенности, тревожности. Как правило, дети побаиваются такого учителя. Применение авторитарного стиля говорит о твердой воле учителя, но в целом он антипедагогичен, так как деформирует детскую личность.
В инновационном обучении иной стиль преподавания - демократический. Воспитанник, в этом случае, рассматривается не только как объект воздействий, но и как участник воспитательного процесса. В этом случае, процесс воспитания является действительно двусторонним, то есть учителей и учеников можно рассматривать как партнеров. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. А ведь это очень важно для детей. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Для инновационного обучения характерен широкий контакт с детьми, проявления доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к ребенку у таких учителей преобладает над деловым; для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учет индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведения детей.
Этот стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества. При этом дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу и хороший контакт. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением в условиях доверительности и взаимопонимания.
Такой стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимопонимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, товарище, во взрослом, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Одновременно он объединяет детей, формируя чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Для такого учителя важно создать атмосферу «увлеченности»
Безусловно, очень важно, чтобы все были вовлечены в учебно-познавательную деятельность, но возникает вопрос: «А как этого добиться?». Мне кажется, изменение отношения учителя к учащимся является одним из важных шагов. Ребенок, понимая, что его ценят и слушают, будет также относится к учителю. Но всё же, необходимо найти то единственное, что действительно заинтересует детей. Большое внимание здесь нужно уделить инновационной наглядности, формированию мотивации и технологии. Средства инновационной наглядности очень важны. Во-первых, потому что зрительная память у человека намного выше слуховой, во-вторых, потому что с их помощью можно сформировать учебную активность учащихся. Учащиеся, видя интересную и занимательную картинку, не осознают, что они уже включены в учебную деятельность. Им просто интересно, у них возникает вопрос: «Что это?» Каждый пытается разобраться в этом на своем уровне успешности. И это очень важно. Именно вот такое неформальное преподнесение материала и увлекает детей. Такие средства наглядности, безусловно, позволяют ученику вынести с урока намного больше, чем обычная схема или чтение параграфа из учебника. И чем больше учитель увлечен своим делом, тем быстрее он сможет вдохновить ребенка на «открытие». Интерес – вот, что важно в инновационном обучении. Я считаю, умелое использование средств инновационной наглядности гарантирует обязательное включение всех учащихся в деятельность.
Я думаю, инновационное обучение очень важно и, самое главное, интересно и занимательно. Нужно творить, нужно всё время пытаться найти что-то новое, интересное для детей. Это же так здорово, когда ты видишь интерес в глазах ребенка. Если бы все учителя проводили уроки, используя принципы инновационного обучения, вовлекая всех детей в деятельность, пробуждая в них интерес к предмету и вдохновение на «открытие», то наше образование было бы намного лучше и качественнее.