Юлия Саплина
Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими они есть, с их индивидуальными особенностями. Данное требование к личности обучающего необходимо, прежде всего для того, чтобы находиться на одном уровне с ребенком. Все это, должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Данный стиль может определить качество образования, соответствующее основным факторам развития современного общества :
Публикация «Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Информатизация жизни общества (выбор приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
• Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
• Становление гражданского общества, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности.
• Становление нового культурного типа личности, где важнейшей составляющей (так сказать основой, являются активность, самостоятельность и ответственность личности.
• Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека совершенствоваться в течение всей жизни).
Все эти факторы активно и беспрерывно влияют на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность педагога.
Исходя из этого, можно придти к выводу, что в современных условиях развития отечественного образования очень важно понять, как должна меняться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку педагоги является основным субъектом изменений в воспитании, и без их активного участия прогрессивные изменения в воспитании подрастающего поколения невозможны. Так каким же должен быть педагог? Какими характеристиками и качествами должен он обладать?
Основной характеристикой деятельности педагога, так сказать фундаментом и опорой, следует считать педагогическую компетентность — эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном, высоком профессиональном уровне и добиваться положительного результата. Важно для педагога, грамотно сочетать различные профессиональные умения, что называется педагогической техникой - управление эмоциями, настроением, мимикой, пантомимикой, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия, внимания, наблюдательность, воображение, техника речи.
Важнейшей составляющей профессионального роста педагога является педагогическое мастерство. Под этой характеристикой традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, которая подчеркивает особую безупречность использования методов и приёмов, применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся теоретические знания (знание современных психолого-педагогических концепций, методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника задает тон работы. Как компонент профессионального мастерства воспитателя, корректируется в основном в практической деятельности, но при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием становятся совершенствование технических и педагогических приёмов, а так же личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя изменение потенциальных особенностей личности в актуальные, и выступает как основной механизм саморазвития.
Целесообразно так же, остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Это вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» воспитанника, толерантность (терпимость к инакомыслию, коммуникативность (культура диалога, рефлексивность, способность к сотрудничеству.
Развитие этих качеств подчеркивает высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям и к овладению новыми педагогическими технологиями. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, так и активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства педагога.
Готовность к нововведениям — это личностное проявление творческого стиля, в котором сочетаются определённая личностная направленность, стремление, внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).
Более высокий уровень квалификации воспитателя - педагогическое творчество. Оно связано с модернизацией и видоизменением новых идей.
Педагог-новатор — это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
Воспитатель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств воспитания, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Один из важнейших показателей личностного развития педагога, это готовность его, к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности. Важнейшим условием, формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога. Самообразование педагога — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
• выбор направления и темы;
• формулирование цели и задач;
• определение круга источников информации;
• выбор формы самообразования;
• составление плана самообразования;
• определение результата;
• анализ и оценка деятельности в процессе самообразования и подготовка отчета.
Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:
• преобразования психолого-педагогических знаний;
• становления рефлексивной позиции;
• осознания и преобразования мотива;
• обеспечения успеха в деятельности.
Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что современный педагог, должен соответствовать всем перечисленным характеристикам, активно повышать свой профессионализм, используя инновации в образовательной системе, участвовать в улучшении процесса воспитания, быть неотъемлемой частью современного образования, как главного ресурса развития образовательного процесса.