Юлия Гараева
Конспект ролевой игры «Пусть говорят» для подростков 14–17 лет
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение:
Тема наркомании сегодня считается особенно актуальной, поскольку ее повсеместное распространение требует принятия серьезных мер по предотвращению превращения ее в привычку как среди молодежи, так и среди подростков, ведь именно эта категория наиболее подвержена негативному влиянию и внешнему воздействию. Подростки, представляя собой наиболее восприимчивую категорию населения, требуют особенно тщательной профилактической работы.
Публикация «Конспект ролевой игры „Пусть говорят“ для подростков 14–17 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления психоактивных веществ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте групповые занятия.
Данное занятие проводится в рамках профилактики употребления психоактивных веществ и рассчитано на подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Группа должна быть не больше 20 человек.
Цель занятия: формирование ответственного отношения подростков к проблеме употребления наркотиков.
Задачи занятия:
Образовательная: информировать участников о проблеме наркомании и возможных путях её решения.
Воспитательная: способствовать рациональному поведению в рискованных ситуациях, формировать ответственное отношение к своим близким и своему будущему.
Развивающая: развивать социальную активность по ведению здорового образа жизни, способствовать формированию навыков высказывания собственного мнения.
Форма занятия: ролевая игра
Метод обучения: словесный (дискуссия, практический.
Хронометраж занятия: 1,5 часа (приложение 1)
Оборудование:
1) бейджи;
2) карточки;
3) маска для наркодиллера;
4) плакаты по пропаганде ЗОЖ, профилактике наркомании;
5) компьютер;
6) стулья.
II. Основная часть
Содержание занятия
I. Организационная часть занятия:
1. При входе раздача участникам цветных карточек.
2. Приветствие. Сообщение темы занятия.
- Добрый день! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня тема нашего занятия посвящена проблеме наркомании в среде подростков.
II. Основная часть занятия
1. Информационный этап.
Дискуссия по вопросам:
«Как вы думаете, наркомания – это проблема?»
«Согласны вы с тем, что наркомания – это болезнь?»
«Что же такое наркомания?»
«В каком возрасте люди впервые начинают употреблять наркотики?»
«Если все знают о вреде наркотиков, то почему же многие люди все-таки употребляют их?»
Ознакомление с социологическим опросом г. Саров:
Волонтеры городского клуба «Инсайт» проводили социологический опрос горожан. Всего опрошено - 210 человек.
Результаты опроса:
1. Согласны ли вы с тем, что наркомания - это болезнь?
1) Да – 111человек – 52,8%
2) Нет - 99 человек – 47,1%
2. Представители какой возрастной группы больше подвержены к употреблению наркотиков?
1) 12-13 лет - 30 ч. – 14,3%
2) 14-18 лет – 125 ч. – 59,5%
3) 19-23 года – 25 ч. – 12%
4) после 25 лет – 29 ч. – 13,9%
5) возраст не важен – главное гармония в душе - 1ч. – 0,5%
3. Основная причина начала употребления наркотиков?
1) интерес;
2) семейные проблемы;
3) друзья, влияние сверстников, за компанию;
4) безделье, безработица.
Вывод: Исходя из выше сказанного, следует, что основной возраст начала употребления наркотиков это подростковый возраст (14-18 лет, а основная причина употребления подростками наркотиков это интерес и внутрисемейные проблемы. Давайте сейчас рассмотрим более подробно одну из причин употребления наркотиков – внутрисемейные отношения.
2. Подготовительный этап.
- Я вам предлагаю проиграть самую обычную историю, которая может случиться в каждой семье и с каждым человеком. Эту проблему мы с вами обсудим в виде известной телепередачи «Пусть говорят» с А. Малаховым. Для этого нам необходимо 6 главных героев (мама, папа, сын, друг, бывшая девушка, наркодиллер, а оставшиеся будут исполнять роль зрителей и экспертов. Обратите внимание на цвет карточек, которые вы получили при входе. Те ребята, у которых карточка голубого цвета – главные герои, зеленого цвета – эксперты, которые будут принимать участие в дискуссии согласно своей профессии. Главные герои и эксперты получите новые бейджи, а те в которых вы пришли, снимите. Ребята, которые получили желтые карточки, являются зрителями, которые во время игры принимают активное участие в дискуссии. С вашего позволения роль ведущего я возьму на себя. Сейчас главные герои пройдут в другую комнату, и будут ждать своего выхода. (Рассадить зрителей и экспертов).
Итак, мы начинаем!
3. Основной этап.
Ведущий: Тема нашей передачи: «Всё ниже и ниже…» (проблема наркомании)
Ведущий: Представляю вам наших экспертов: врач, представитель госнаркоконтроля, юрист, педагог, депутат городской думы, актёр театра и кино.
Ведущий: Наша первая героиня живет в самой обычной семье, в которой из поколения в поколение соблюдались обычаи и традиции. Родители старались приобщить сына к спорту и культурной жизни, но …. Дальше расскажет мама нашего героя Антонина Васильевна, встречайте.
Антонина Васильевна: рассказывает, как они хорошо жили, но в один прекрасный момент сын стал пропадать по вечерам, стал замкнутым, в какой-то момент маме показалось, что между ней и сыном порвалась ниточка, которая многие годы связывала их.
Ведущий: (обращение к педагогу) Сталкивались ли вы в своей работе с подобными ситуациями, как вы их решали?
Ведущий: (обращение к актеру театра и кино) Если бы с вами случилась подобная ситуация, как бы вы поступили?
Ведущий: (обращение к маме) Какую роль ваш муж принимал в данной ситуации?
Ведущий: И всё-таки хотелось бы послушать папу нашего героя, в чём он видит причину такого поворота событий в судьбе его сына, встречайте, Георгий Максимович.
Георгий Максимович: Воспитанием сына в основном занимается моя жена, я всегда считал, что моя задача обеспечить семью материально. Я выделял сыну еженедельно деньга на карманные расходы и не контролировал, на что сын их тратил. У меня и в мыслях не было, что с моим ребенком что-то может случиться?
Ведущий: (обращение к депутату городской думы) Я знаю, что у вас есть сын. Вы знаете, на что он тратит карманные деньги? Контролируете ли вы его?
Ведущий: (обращение к зрителям) А как вы считаете, карманные деньги у ребенка не соблазняют его на покупку наркотика? Почему вы так считаете?
Ведущий: А сейчас я предлагаю выслушать друга нашего главного героя. Приглашаем следующего участника нашего вечера – это школьный друг Ивана - Александр.
Александр: рассказывает об их школьной жизни, дружбе и выдвигает свои предположения, почему друг пристрастился к наркотикам.
Ведущий: (вопросы к Александру) Пытались ли вы ему помочь? Какие у вас сейчас отношения с Ваней?
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Сделать небольшую паузу.
Динамическая пауза.
Ведущий: Человек, который начал употреблять наркотики теряет своих друзей и других близких ему людей. У Вани, как у каждого подростка есть девушка, которая пыталась ему помочь справиться с этой проблемой. Удалось ли ей это, мы узнаем у нее. Встречайте Василиса девушка Ивана.
Василиса: примерно рассказывает, о том, где и как они познакомились, как складывались их отношения и, что послужило причиной их разрыва.
Ведущий: (обращение к юристу) Если бы Василиса обратилась к вам за помощью, чем вы смогли помочь?
Ведущий: Мы услышали много рассказов об Иване, его проблеме. А на самом ли деле ситуация настолько сложна? Давайте узнаем у него самого!
Иван рассказывает, о том, почему он попробовал первый раз наркотик, о том, что сначала – это была травка, затем всё сильнее и сильнее, как он стал опускаться «всё ниже и ниже», о том, что он потерял и как он решил всё это бросить.
Ведущий: В проблеме распространения наркомании участвуют как минимум 2 человека: человек, который употребляет наркотики и человек, который их продает. Итак, наркодиллер, который согласился высказать свой взгляд на проблему наркомании. Его речь останется без комментариев. Внимание на экран.
Наркодиллер: Да, я наркодиллер, не скрываю это. Свое состояние я сделал на судьбах других людей. Я управляю вами, как марионетками. Вы добровольно отдаете мне свои деньги. Вы платите мне за то, чтобы умереть. Это ваш выбор! А я имею все, что я хочу в этой жизни. Я обеспеченный и состоятельный человек, я веду здоровый образ жизни, я могу позволить себе путешествие по миру, питаться в лучших ресторанах. А это мой выбор!
Ведущий: (обращение к врачу) С точки зрения медицины можно ли помочь человеку который впервые попробовал наркотик, и каким образом? Каковы последствия первичного употребления наркотиков?
Ведущий: (обращение к представителю госнаркоконтролю) Обратимся к представителю госнаркоконтроля и спросим, какая работа ведется в вашем учреждении по данной проблеме?
Ведущий: (обращение к зрителям) Прозвучало много причин начала употребления наркотиков, а каковы же пути решения данных ситуаций?
Ведущий: (обращение к каждому из экспертов) Как мы можем помочь Ивану?
Ведущий: (обращение к зрителям) Что нужно делать для того, чтобы подростки не начинали пробовать наркотик?
Ведущий: (обращение к родителям) Какие изменения произойдут в вашей семье после нашей передачи? Какие выводы вы сделали для себя?
Ведущий: Каждый для себя должен принять какое-то решение, выбор за каждым из вас!
Наркотики и смерть или успех в жизни и здоровые дети.
Ведущий: На этом наша передача «Пусть говорят»! закончилась. Спасибо. (аплодисменты).
4. Этап анализа и обсуждение результатов игры.
- Я попрошу всех участников занять свои изначальные места, главным героям и экспертам снять ролевые бейджи и одеть бейджи со своими именами. Сейчас мы находимся в учебном классе и у нас нет главных героев и экспертов, а есть ребята, которые сегодня пришли на занятие. Сейчас я попрошу каждого из вас назвать своё имя и качество характера, которым вы гордитесь.
- С помощью ролевой игры мы рассмотрели проблему наркомании.
На самом ли деле это является очень острой проблемой в наше время?
- Мы узнали много причин начала употребления наркотиков. Какие это причины?
- Назовите пути решения этой проблемы.
- Как бы вы поступили в такой ситуации, когда ваш близкий человек начал употреблять наркотики?
III. Заключительная часть
Мы сегодня с вами хорошо поработали, и мне хотелось бы узнать, что вам понравилось на занятии.
(Ребята высказывают своё мнение).
Вывод: Не позволяйте другим людям управлять своей жизнью, наживаться на вашем здоровье и благополучие близких вам людей. Не оставайтесь равнодушными к проблеме наркомании других людей, помогите им.
Каждый сам решает, что ему выбрать: здоровый образ жизни и благополучие в семье или зависимость и смерть! Выбор за вами! Обратите внимание на плакаты, которые содержат информацию о здоровом образе жизни.
- На память о нашей встрече, о нашем занятии, я оставляю вам эти календари молодежной линии «Ровесник - ровеснику», там указан номер телефона, по которому вы всегда сможете позвонить и задать любой вопрос, в том числе и по наркомании.
- Благодарю вас за активное участие на занятии. До свидания. До новых встреч!
Приложение №1
Хронометраж занятия.
№ Этапы занятия Время
I. Организационная часть занятия. 5 мин.
1. Приветствие. Сообщение темы занятия. 5 мин.
II. Основная часть занятия. 75 мин.
1. Информирование участников о проблеме наркомании (дискуссия по вопросам, ознакомление с данными социологического опроса, вывод)
10 мин.
2. Этап подготовки к ролевой игре (определение цели игры, описание проблемы, общее описание игры, расстановка действующих лиц, договорённость об условиях игры) 10 мин.
3. Этап проведения игры (процесс игры) 40 мин.
4. Динамическая пауза 5 мин.
5. Этап анализа и обсуждения результатов игры (рефлексия, анализ, выводы, обобщение) 10 мин.
III. Заключительный этап (итог занятия) 10 мин.
Всего: 90 мин.