Лариса Николаевна Золотухина
Ролевая игра «Хочу спросить» (нравственно-правовое воспитание).
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интерес к нравственно-правовым вопросам; способствовать формированию правовой культуры и гражданской активности; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважения к закону; формировать культуру прав и обязанностей детей.
Оборудование: кодексы РФ (Трудовой, Уголовный, Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав человека, Конституция РФ, ноутбук.
Публикация «Ролевая игра „Хочу спросить“ (нравственно-правовое воспитание),» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ход игры.
I. Организационный момент. 1. Сообщение темы игры. Вступительное слово. Ведущий (воспитатель). Сегодня мы проведём ролевую игру «Хочу спросить». Она посвящена очень важной теме «Правовая самостоятельность и ответственность несовершеннолетних». Фёдор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас часто повторяются: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Повторять-то повторяют, да при этом мало руководствуются этой нравственной мыслью. В наше время, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда тратятся сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают без самого необходимого хотя бы только для физического существования. Вот об этом пойдёт речь на нашей игре.
2. Представление участников игры. Ведущий. Я представляю участников сегодняшней игры – наших экспертов: в роли заместителя министра образования РФ - …, юриста по защите прав человека - …, заместителя министра труда РФ - …, инспектора по охране прав несовершеннолетних - …. И самая многочисленная группа участников игры – зрители, которые в ходе игры могут представлять свою точку зрения, дополнять выступления и задавать уточняющие вопросы.
II. Основная часть. 1. Ведущий. Сегодня в России от двух до четырёх миллионов беспризорных детей. Однако Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка, президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», создана президентская программа «Дети России». Практически в каждом регионе нашей страны созданы службы социальной защиты, приюты, работают инспекторы по охране прав несовершеннолетних. Проблема социального сиротства в России на сегодняшний день нуждается в пристальном внимании со стороны государства. В общественном сознании перестал быть страшным и постыдным отказ от детей их родителями, и сегодня в России от 1/3 всех детей отказались родители. Если проследить публикации о положении детей в течение последних лет, становится страшно за будущее России. Проблема требует решения? Да, безусловно. Как же сегодня решаются в нашей стране вопросы социального сиротства, беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних? На эти и другие вопросы нам помогут сегодня ответить наши эксперты.
2. Выступление заместителя министра образования РФ. В современных условиях в регионах России идёт активное реформирование системы образовательных учреждений для детей-сирот. Открываются малокомплектные детские дома, детские дома семейного типа. В школах-интернатах создаются семейные группы. Организуется опека над детьми хотя бы по выходным, создаются приёмные семьи. Также получают развитие и распространение новые виды учреждений ведомственной подчинё нности: психолого-медико-педагогические службы, центры семейного воспитания, центры социальной помощи семье, реабилитации детей; центры усыновления, опеки и попечительства, психолого-педагогические
консультации, социальные приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и так далее, которые работают с наиболее неблагополучными семьями и детьми «группы риска».
3. Составление синквейна «Право». В любом деле, а тем более в жизни людей должны быть определенные правила или права. - Что же такое “право”? Назовите ассоциации в виде имен прилагательных, каким оно должно быть? Общее, равное, справедливое. Назовите ассоциации в виде глаголов, что оно должно делать? Защищает, охраняет, стабилизирует. Ассоциация в виде утверждения, законченной мысли. Это общеобязательные нормы или правила поведения, установленные и охраняемые государством. Резюме, ключевое слово из утверждения в виде имени существительного. Правила. Право возникло очень давно. Тогда, когда появляется первое государство. Это было в 3 тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте. С тех пор прошло много времени. Изменились государства, изменилось и право. Но в любом государстве обязательно существует право, т. е. свои правила поведения.
4. Выступление инспектора по охране прав несовершеннолетних. С рождением ребёнка родители вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. Родители имеют следующие права и обязанности:
определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей;
представлять своих детей, то есть защищать их права и интересы, пока они недееспособны;
воспитывать своих детей, давать им образование.
Эти права сохраняются за ними до тех пор, пока их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствует требованиям морали и права. Увы, моральный облик некоторых родителей никак не укладывается в рамки норм нашего общежития. Родительских прав лишаются те родители, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет явно неблагоприятное, вредное влияние их на детей. Конвенцией о правах ребёнка (ст. 9) предусмотрено, что ребёнок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.
5. Конкурс «Права человека». Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем: - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах. И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и
литературу.
О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!
(Право на жизнь и личную неприкосновенность). 2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде». Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит». Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь). 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка». В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность). 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино». В чём были ущемлены права Чиполлино? Право на неприкосновенность частной жизни). 6. Сказка «Кот в сапогах». (Добровольное согласие на вступление в брак).
6. Выступление юриста. Итак, если ребёнок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической или эмоциональной, то он должен знать, что на его стороне ст. 37 Конвенции о правах ребё нка: ни один ребёнок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Если ребёнок оказался жертвой жестокости родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия – телефон доверия.
Однако существуют ситуации, когда дети сами проявляют жестокость. И их жертвами становятся другие дети, учителя, взрослые. В таком случае несовершеннолетние дети должны знать, что в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности, то есть в случае оскорбления, клеветы или же совершения преступления, они несут уголовную ответственность и наказание согласно Уголовному кодексу РФ.
Однако не нужно забывать, что каждый ребёнок, который нарушил уголовное законодательство, имеет следующие гарантии:
презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;
полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства;
содержание под стражей отдельно от взрослых;
право поддерживать связь со своей семьёй, за исключением особых обстоятельств.
7. Конкурс «Преступление и наказание». Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы: Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный. Вам необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом: Уголовное наказание.
лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. Возраст: любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. Вот эти преступления: убийство (с 14 лет); причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет); разбой (с 14 лет); вымогательство (с 14 лет); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет); кража из квартиры (с 14 лет); уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет). Обстоятельства: в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство: совершение преступления в группе (отягчающее); явка с повинной (смягчающее); несовершеннолетие виновного (смягчающее); необходимая оборона (освобождает от ответственности); совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее); невменяемость (освобождает от ответственности).
8. Выступление заместителя министра труда РФ. Права ребёнка защищает не только известная вам Конвенция о правах ребёнка, но и внутренние национальные законы, например, тот же Трудовой кодекс. Несовершеннолетние должны знать, что Трудовой кодекс предоставляет им довольно большой список льгот. У них короче рабочий день (в 15-16 лет – 24 часа в неделю, в 17-18 лет – 36 часов в неделю, длиннее отпуск, который может быть использован ими в любое удобное для них время года. Они не должны работать в ночную смену, в выходные дни, даже временно командироваться на тяжёлые работы. Если они учатся, то их рабочий день сокращается.
III. Подведение итогов.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребёнка, понял, что каждый ребёнок имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Помните «золотое правило морали» : никогда не делай того, что не пожелал бы себе.