Людмила Шорыгина
Роль заучивания лирических произведений наизусть в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашем государстве проводится усовершенствование системы образования. Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева неоднократно называла не оправдавшую себя систему сдачи ЕГЭ в России несовершенной. На данный момент Минпросвещения работает над тем, чтобы усилить творческую часть в экзамене и снизить процент тестовых заданий для гуманитарных дисциплин. В связи с этим возникла необходимость в создании адекватной системы обучения, включающей, помимо теоретических знаний по предмету, развитие речевых навыков и навыков образного мышления. Меняющийся подход к итоговому экзамену вынуждает образовательные организации в срочном порядке перестраивать систему обучения, чтобы удовлетворить новые требования к выпускникам школ. Православная классическая гимназия в этом вопросе выделяется на фоне других образовательных учреждений. В то время, когда государственные образовательные организации вынуждены были большую часть времени уделять отработке заданий тестовой части ЕГЭ, программа Православной классической гимназии оставалась классической, предполагая всестороннее развитие не только знаний, но и личности учащегося.
Публикация «Роль заучивания лирических произведений наизусть в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Своей задачей коллектив гимназии считает развитие духовной жизни ребенка, формирование образованных, сознательных, деятельных, творческих, патриотически мыслящих, культурно развитых личностей. В данном учебном заведении приоритетом является духовно-нравственное воспитание и гуманитарные дисциплины. В частности, особо выделяется в этом плане программа по литературе и литературному чтению (в начальной школе). При этом существующий подход к обучению полностью себя оправдывает: средние показатели ЕГЭ по русскому языку и литературе в Православной классической гимназии уже несколько лет превосходят региональный уровень.
Сущность осуществляемой в гимназии программы состоит в уделении особого внимания изучению стихотворений и заучиванию их наизусть. В современной же общеобразовательной школе очень мало времени отводится на изучение духовно-нравственной литературы и заучивание стихотворений. При этом чтение и заучивание текстов является важнейшим видом мозговой деятельности. Можно выделить три основных аспекта, отражающих благотворное влияние данной практики на образование и общее развитие личности ученика.
1. Развитие интеллекта и памяти.
Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. При этом, в отличии от логических игр, развивающих в основном левое полушарие, в случае со стихами гармонично развивается весь мозг. Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, обладают высоким интеллектом.
Также постоянное заучивание художественных текстов наизусть является эффективной тренировкой памяти. Заучивание стихов – это своеобразная, и очень интенсивная, гимнастика для мозга, развивающая память и внимание.
Проблема ухудшения памяти стоит в современном обществе особенно остро. По статистике от 3 до 20% лиц старше 65 лет имеют тяжелые когнитивные нарушения в виде деменции. Встречаемость более лёгких когнитивных расстройств у пожилых ещё более велика и достигает, по некоторым данным, от 40 до 80% в зависимости от возраста. Некоторые исследователи связывают рост числа страдающих расстройствами памяти с тенденцией к среднему уменьшению роли чтения в повседневной жизни.
Экспериментально доказано, что регулярное чтение значительно снижает вероятность развития деменции. Также большое значение имеет заучивание произведений (в частности, лирических) наизусть. Чтобы поддерживать пластичность мозга, его необходимо постоянно тренировать. Исследования показывают, что люди, которые работают над приобретением новых знаний и навыков, имеют более хорошую память, чем те, кто этого не делает, и менее склонны к возрастным нарушениям памяти.
Таким образом, основной задачей обучения литературе в школе является не только обеспечение выполнения соответствующих заданий (заучивание стихов и чтение текстов, но и выработка у учащихся привычки к данным видам деятельности.
2. Развитие речевых навыков.
Развитию речевых навыков в школе уделяется особое внимание, однако, не имея комплексного подхода, не всегда получается в полной мере с пользой реализовать отведённые на это часы.
Заучивание стихотворений наизусть является проверенным методом развития речи учащихся. Данный вид деятельности способствует решению нескольких задач, которые могут варьироваться в зависимости от возрастной группы учащихся :
формирование фонематического слуха – различение звуков в словах;
решение логопедических проблем – произношение трудных звуков;
совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса;
развитие интеллекта и расширение кругозора;
воспитание общего уровня культуры и чувства красоты родного языка;
обогащение новым опытом;
преодоление стеснительности и замкнутости;
легкость в изучении иностранных языков и запоминании больших объемов информации.
Все эти аспекты благотворно влияют на общий уровень овладения речевыми навыками и в комплексе открывают возможности к успешной самостоятельной творческой деятельности, в частности, написанию сочинений, изложений и эссе.
Одной из основных составляющих заучивания стихотворений является их декламация в урочное время, что благотворно сказывается на развитии навыков выступления учащихся с ораторской речью. Данный аспект особенно актуален в современной ситуации перехода от тестовых заданий в государственных экзаменах к заданиям с объёмной устной частью. Гимназисты с ранних лет, регулярно выступая с заученными стихотворениями, приобретают навык свободного говорения в условиях оценивания.
Более того, приобретённые навыки благотворно сказываются и на дальнейшей, профессиональной, деятельности учащихся. Специфика системы непрерывного гуманитарного и православного образования г. Тольятти заключается в возможности сопровождения учащегося на протяжении долгосрочного периода (от дошкольного возраста до студентов института). В связи с этим, невозможно не обратить внимание на важность развития речи (в частности, ораторской) для дальнейшей успешной деятельности в той или иной профессии. Большинство выпускников Православной классической гимназии выбирают для себя гуманитарные сферы деятельности, что ставит вопрос овладения ораторским мастерством ещё на ранних этапах обучения особенно остро. На данный момент невозможно назвать сферу профессиональной деятельности, в которой речевые навыки не играли бы одну из наиболее значимых ролей, особенно если речь идёт о гуманитарных специальностях, на которых сконцентрировано основное внимание системы непрерывного гуманитарного и православного образования.
В рамках задачи развития речевых навыков на базе Православной классической гимназии, Поволжского православного института и Социально-гуманитарного колледжа регулярно проводятся конкурсы ораторского мастерства, для участия в которых учащимся необходимо подготовить авторский текст выступления на заданную тему. В подготовке такого рода заданий проявляется практическая польза внедрения программы заучивания стихотворений наизусть - не только с точки зрения общего развития речи, но также как накопление необходимого для убедительной аргументации читательского опыта и способности к свободному цитированию многочисленных лирических произведений.
Эти же факторы благотворно сказываются и на средних результатах ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, литературе и другим гуманитарным дисциплинам, включающим задания с развёрнутым ответом и необходимой аргументацией на основе литературных произведений. Гимназист, к 11 классу овладевший установленным объёмом заученных наизусть стихотворений (более 200 стихотворений, см. Прил. 1, не испытывает трудностей с приведением аргументов и цитат на заданную тему. Также в Православной классической гимназии, благодаря разработанной программе заучивания стихотворений, не возникает необходимости в отведении часов на подготовку учащихся 10 класса к итоговому сочинению, необходимому для допуска к ЕГЭ, так как школьники овладевают необходимыми знаниями и навыками на протяжении всего обучения в гимназии.
3. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
“Для родителя и учителя, стремящихся взрастить в детской душе цветы веры, любви и чистоты, приобщить её к верности Родине, честности и крепкому стоянию в добродетели - нет лучшей помощи, чем наследие русских поэтов и писателей” (прот. Димитрий Лескин, из предисловия к сборнику стихотворений “Серебряный звон”, 1999 г.).
К сожалению, стихотворений, предлагаемых основной программой по литературе, недостаточно для глубокой последовательной духовно-нравственной воспитательной работы, которая предполагается в связи со спецификой такого образовательного учреждения как Православная классическая гимназия. По данной причине для изучения в гимназии предлагается широкий спектр внепрограммных произведений как признанных русских классиков, так и малоизучаемых поэтов (Солодовников, Мережковский, Шмелев, С. Черный, К. Р., Модзолевский, которые содержат определённый духовно-нравственный посыл.
Перед вами кадры с прошедшего недавно открытого урока, посвященного творчеству Александра Александровича Солодовникова. дети с радостью представили гостям и родителям подготовленные во внеурочное время стихотворения, иллюстрации к ним, а также краткие биографические сведения об этом поэте.
По окончании каждого учебного года ученики начальной школы изготавливают художественно оформленные “открытки” на бумаге формата А3, содержащие написанные от руки списки изученных за данный период времени стихотворений (см. Прил. 2).
Большое внимание уделяется, прежде всего, стихотворениям на духовную тематику. Помимо анализа и чтения стихотворений в классе, в течение года ученики имеют возможность продемонстрировать свои навыки декламации на таких мероприятиях как тематические конкурсы чтецов: “Покровские чтения”, “Рождественские чтения”, “Пасхальные чтения”, “Зеленые Святки” (к дню Святой Троицы”, “День Победы”. В рамках последнего особое внимание уделяется стихотворениям с патриотическим содержанием.
Декламация и анализ данных стихотворений проводятся не только на уроках литературы, но и на уроках Закона Божия, где на темы любви, духовности, честности и Родины с учащимися всех возрастных групп беседуют священники.
Изученные стихотворения сопровождают учеников на всём протяжении обучения; они имеют возможность выступать с ними на различных праздниках и мероприятиях, балах, родительских собраниях и днях открытых дверей. Таким образом, изученные в процессе обучения стихотворения не забываются, а, напротив, активно используются в повседневной жизни ученика.
Исходя из перечисленных аспектов, можно заключить, что заучивание стихотворений в большом объёме на всём протяжении школьного обучения позитивно влияет как на интеллектуальное развитие ребёнка, так и на воспитание его личностных качеств. Опыт Православной классической гимназии наглядно демонстрирует тот факт, что именно изучение внепрограммных стихотворений наиболее эффективно для реализации поставленных данной программой задач. При этом, даже выходя во взрослую жизнь, выпускник сохраняет приобретённые за время обучения знания, что благотворно сказывается не только на его интеллектуальных способностях, как говорилось выше, и но и на социальном имидже, что также способствует повышению общественного престижа выпустившего его учебного заведения.