Кравцова Евгения Михайловна
Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Публикация «Роль загадки в развитии высших психических функций дошкольника» размещена в разделах
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость как процесс так и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Важно вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Можно вывести несколько правил:
- Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говориться в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
- Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.
- Обучая отгадывать необходимо в загадке выделять интонацией особо важные слова/словосочетания.
- Вначале обучения следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.
- Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок позволяет значительно развивать у ребёнка все стороны мышления.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, вызывающие у них положительные эмоции. Поэтому малышам нужно предлагать загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида предмета (цвет, форма, величина, материал, голос животного, чем он питается, повадки и т. д., отмечены те качества и свойства, которые они хорошо знают. Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок : о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте, загадки с простыми сравнениями и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «минирассказ» о предмете.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др. Старшим детям следует загадывать загадки, где дается краткая характеристика предметов, но среди признаков должен быть выделен самый существенный.
Загадки можно использовать как способ закрепления материала или наоборот как введение в новую тему, как вариант соревнования или способ расслабиться и отвлечься после занятия.
Для усиления познавательного интереса процесс отгадывания рекомендуется обыгрывать, например:
1. Выдавать жетон/картинку отгадки каждому первому ответившему.
2. На магнитной доске/плакате на неделю (на лексическую тему и т. п.) создать таблицу с именами всех воспитанников и напротив имени ответивших – крепить картинку отгадки/смайлик.
3. Процесс отгадывания можно обыграть с применением дополнительных материалов/инструментов, например молоточки или звоночки,
4. А сам процесс выбора загадок можно передать детям, доставая их из банки с шарами-загадками, или раскапывая на сенсорном столе с песком.