Анна Ткачева
Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжения приводят к ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Публикация «Тренинг для педагогов, Снятие эффекта эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Цель тренинга :
Снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психоло-гического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить участников тренинга с приемами саморегуляции;
- научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».
Организация тренинга : группа педагогов 15-20 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно перемещение по кабинету.
Продолжительность - 1 час.
Тренинговое занятие для педагогов
«По формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания»
Вводная часть
1. Упражнение «Комплимент по кругу»
Цель : настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности.
Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка.
В завершении упражнения каждый зачитывает все комплементы подаренные ему.
Анализ:
Трудно ли было написать (подарить) комплимент?
Что лучше дарить или получать?
2. Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.
Инструкция : У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его Вашим настроением. Я предлагаю выбрать цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.
Основная часть
Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание» из-за напряжения и стрессов. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укре-пить психологическое и физическое здоровье.
3. Упражнение «Самомассаж»
Цель: развитие навыков самомассажа.
Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некото-рые из этих точек:
- межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
- задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
- челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
- плечи: помассируйте верхнюю часть плечь всеми пятью пальцами;
- ступни ног: если вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни.
4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
5. Упражнение «Руки»
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: Наступил тихий час, дети уснули и есть несколько минут свободного времени.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечь-ям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну- две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь.
Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
6. Упражнение «Поплавок в океане»
Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости.
Инструкция: Закройте глаза и вообразите,что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подуш-ку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
7. Упражнение «Стряхни»
Цель: снятие нервно-психическое напряжения, усталости.
Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте, как все неприятное- плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе- слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если издавать при этом какие-нибудь звуки… Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
Анализ:
Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
8. Игра «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Ход упражнения
Участники встают в круг. Инструкция : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.
Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движениями. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно
• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
• Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
• Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
• А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
• Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
• Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
• Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
• Солнце! (Руки вверх).
9. Упражнение «Прощай напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, ском-кайте его, вложив все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ:
Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы с напряжением?
10. Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: обучить методике повышения самооценки.
Инструкция: На небольшом листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой или храните в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке
.
Заключительная часть
11. Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.
Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберите привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.
Анализ:
Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизини?
Завершающее слово педагога-психолога : Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч!
Использованная литература:
1. Зайцев Г. К. Твое здоровье. Релаксация психики. СПб. ,2000
2. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009-78 с.
3. Вид В. Д. Хорошее настроение – это просто! СПб. ,2001
Интернет ресурсы:
• psy. lseptember.ru/article.php? ID…
• syntone.ru/ library/books/content…