Приложение МААМ

Роль воспитателя в организации работы по выявлению и поддержке творчески одарённых детей в детском саду

Холодова Наталья Андреевна
Роль воспитателя в организации работы по выявлению и поддержке творчески одарённых детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод.»

В. А. Сухомлинский.

Одной из главных и актуальных задач современного образования является поддержка и развитие внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. К решению данной задачи обращены многие государственные и региональные документы, в том числе Концепция развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области на 2015 – 2020 годы, утверждённой распоряжением администрации Тамбовской области от 28.05.2015 года за №336-р. В Концепции обозначено: «Развитие интеллектуального и творческого потенциала получает в современной России особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра»[1,1].

Публикация «Роль воспитателя в организации работы по выявлению и поддержке творчески одарённых детей в детском саду» размещена в разделах

В условиях инновационного развития всей системы образования на федеральном и региональном уровне совершенно становится ясно, что действовать воспитателю, опираясь на прежние методы и формы работы с детьми, не получиться. Необходимо двигаться вперёд, совершенствоваться самому, в корне меняя стратегию действий: начиная с выявления ранней одарённости до поддержки одарённого ребёнка в социуме.

Одарённый ребёнок – это человечек с богатым внутренним миром, обладающий незаурядными способностями в том или ином направлении. Выявлять таких детей необходимо уже в детском саду, но подходить к этому следует очень осторожно с привлечением компетентных специалистов.

Психологи и педагоги выделяют несколько видов деткой одарённости, среди которых – творческая. Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе, поэтому раскрытие таких способностей у ребенка является важным моментом.

Что же такое творческая одарённость? Как определить её в дошкольном возрасте?

В научной литературе выделяются следующие основные критерии творчества :

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

В дошкольном возрасте творчество проявляется в замысле – выборе темы игры, в нахождении способов осуществления задуманного. Самое главное, дети не копируют видимое ими, а искренне передают свое отношение, мысли и чувства к изображаемому. Воображение детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Именно в этот момент можно выделить творчески одарённых детей.

В результате одним из способов выявления творческой одарённости является игра. Воспитателю здесь отводится новая роль. Он должен руководить игрой детей только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания. Этот воспитатель - советчик, к нему дети обращаются за советом и помощью. Малыши в игре действуют самостоятельно: придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Одарё нные дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей.

Игра, в нашем случае, является средством наблюдения воспитателем за детьми. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников посредством игры, он должен быть компетентен, но особых требований к нему не предъявляется.

Другое, не менее важное средство определения детской одарённости - психолого – педагогическая диагностика. Вот здесь воспитателю необходимо взаимодействовать с психологом и социальным педагогом.

Опыт работы показывает, что определить одаренность в ходе одной только первичной (ранней) диагностики нельзя. Поэтому воспитателю совместно с психологом важно отследить уровень способностей детей на всех этапах их развития.

Например, в возрасте 2—3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

Постепенно в возрасте 3—5 лет в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание им заниматься. Главное на этом этапе — поддержать его, помочь ему определиться. При этом необходимо также учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. Здесь педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателю в определении индивидуального подхода к ребенку, в воспитательно-образовательной работе. По рекомендации специалиста он подбирает развивающие игры, одной из главных функций которых является организация общения педагогов с детьми. Ведь именно общение и взаимодействие со взрослыми — главные факторы развития ребенка. В этом возрасте можно провести диагностику для прогнозирования дальнейшего развития ребенка по игровой методике Н. В. Хазратовой «Модификация сюжета» (Для измерения одарённости по данной методике используется употребление предметов-заместителей и действия персонажа, с которым идентифицируется ребенок, то есть модификация сюжета)

Уже в 5—6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления, которые характеризуются умением мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, то есть выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.

На данном этапе целесообразно применить тесты креативности для детей, разработанные американским учёным Торренсом. Индивидуальные особенности воспитанников могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов.

Выявленные в ходе диагностических процедур уникальные способности одарённых дошкольников необходимо поддерживать в течение всего периода его пребывания в детском саду. Вот здесь на первый план выступают индивидуальный подход, продуктивные методы обучения, уважение к человеческому достоинству детей, создание на занятиях эмоциональной атмосферы. Продуктивными формами работы являются индивидуальные и подгрупповые интегрированные занятия, включающие различные виды искусств (музыкальное, изобразительное, художественно-речевое, театрализованное). В процессе проведения интегрированных занятий создаются условия для развития творческих способностей детей. При этом, дети в течение занятия слушают музыку, поют, танцуют, рассматривают картины, читают стихи, играют на детских музыкальных инструментах, инсценируют сказки, рисуют. Сочетание нескольких видов деятельности предоставляет каждому ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. В ходе интегрированных занятий, кроме традиционных методов используются методы и приемы, которые развивают у детей воображение и творчество :

- метод контрастных сопоставлений при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда;

- метод обобщения с помощью различных изобразительных средств - музыки, живописи, поэзии, театра;

- метод пластического самовыражения (например, передача характера музыки в движении);

- наглядно-слуховой метод побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий.

Кроме этого, в ходе проведения занятий используются следующие методические приё мы: создание игровой мотивации воображаемых ситуаций, сюрпризные моменты, игры драматизации, творческие игры, игры со словом, упражнения на развитие певческого дыхания и артикуляцию, игры на развитие двигательных способностей и так далее. При организации всех видов деятельности, большое внимание уделяется созданию условий для самовыражения ребенка.

Использование на занятиях «поисковых ситуаций» приводит детей к умению самостоятельно делать выводы, открывать для себя признаки того или иного жанра, размышлять о роли различных выразительных средств в создании творческого образа.

Большое внимание при работе с одарёнными детьми уделяется взаимодействию с семьями воспитанников, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. Родители принимают участие в конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках. В ходе индивидуальных и групповых консультаций родители получают практические советы:

- как создать необходимую среду дома;

- с какого возраста и как начинать развивать детские способности;

- каким видам деятельности отдавать предпочтение;

- какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками.

Деятельность воспитателя по выявлению и развитию детской одарённости не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей и ведёт индивидуальные карты развития, в которых прописывает личностное и творческое развитие маленьких дарований. Данная карта помогает лучше узнать ребёнка в школе и не затушить его уникальные способности.

Таким образом, процесс выявления и поддержки одарённых детей - процесс продолжительный, связанный с анализом развития каждого конкретного ребёнка. Создание условий, помогающих распознать одарённых детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Воспитателям необходимо помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одарённых детей, поэтому специалист дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на Всемирном конгрессе информационных агентств «Информация: вызовы ХХI века», отмечал, что «интенсивное развитие медиакультуры, в особенности электронной, аудивизуальной, все более влияет на общественное сознание как мощное средство информации культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности», что предъявляет новые требования к культуре педагога. Эти требования современной государственной образовательной политики нашли отражение в Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ., в Концепции развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области на 2015 – 2020 годы

Список литературы

1. Концепции развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области на 2015 – 2020 годы (утверждённой распоряжением администрации Тамбовской области от 28.05.2015 года за №336-р) – 11 стр.

2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы/ Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М., 2005 – 153 стр.

3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. – М. ; Воронеж, 2004 - 376 стр.

4. Панов В. И. Одаренные дети : выявление, обучение, развитие / В. И. Панов. – М. : Педагогика, 2001. №4.

5. Савенков А. И. Психология детской одаренности/ А. И. Савенков. – М. : Генезис:, 2010 – 440 стр.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День воспитателя в детском саду»Фотоотчет «День воспитателя в детском саду» "Есть в году различные праздники,а сегодня -праздник у вас! Собрались в этом зале сотрудники все, кто утром приветствует нас!" Уважаемые.

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль воспитателя в организации работы по выявлению и поддержке творчески одарённых детей в детском саду
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 21:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя в организации работы по выявлению и поддержке творчески одарённых детей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Холодова Наталья Андреевна (УИ 914565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД