Получи документы

Роль устного народного творчества в развитии речи малышей

Татьяна Викторовна Степура
Роль устного народного творчества в развитии речи малышей
▼ Скачать + Заказать документы

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, а больше смотрят телевизор или слушают аудио. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезывания и тд.).

Как развить речь ребенка? Как сделать её выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников. Ведь речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельности людей.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством началось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Во время укладывания детей спать я присаживалась к каждому ребенку на край кроватки и напевала колыбельные песни, поглаживая их по волосам. Дети быстрее засыпали, и в тоже время запоминали разные колыбельные песенки. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и начинала припевать, покачивая её. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали колыбельные песенки и переносили их в повседневную игру. Особенно было интересно наблюдать, когда даже мальчики, играя с мишками, зайчиками или куклами, начинали напевать колыбельную песню, укачивая свою любимую игрушку.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть детям игрушку, рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.

Во время умывания, причесывания малышей знакомила детей с такими песенками: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды…», «Кран откройся, нос умойся…», «Расти коса до пояса» и др. Приятно было наблюдать, как девочки использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

В дальнейшем для детей подбирались потешки с более сложным смыслом. Перед малышами ставилась задача не только запомнить потешку, эмоционально проиграть ее, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, котик, заяц, курочка и т. д., в зависимости от того, о чем потешка.

Известно, что рука развивает мозг, т. е. если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то и речь будет значительно лучше. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они представляют собой инсценировку сказок, потешек, стихотворений, очень увлекательны и способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческого потенциала. Поэтому многие потешки, разученные с детьми, часто используются уже как пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Текст знакомых потешек выразительно прочитывается и повторяется, соотнося слова с движением пальцев. Своеобразная разминка для пальчиков проводится в игровой форме, что вызывает у детей большой интерес. Кроме того, потешки ободрят, утешат и развеселят малыша. Каждую потешку можно превратить в подвижную игру. Все эти средства народной педагогики – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств детей, что влияет в дальнейшем на развитие их речи.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в развитии речи малышей
Опубликовано: 21 января 2025 в 20:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи малышей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна Степура (УИ 230819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД