Татьяна Викторовна Степура
Роль устного народного творчества в развитии речи малышей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, а больше смотрят телевизор или слушают аудио. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезывания и тд.).
Как развить речь ребенка? Как сделать её выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников. Ведь речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передачи накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельности людей.
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством началось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Во время укладывания детей спать я присаживалась к каждому ребенку на край кроватки и напевала колыбельные песни, поглаживая их по волосам. Дети быстрее засыпали, и в тоже время запоминали разные колыбельные песенки. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и начинала припевать, покачивая её. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали колыбельные песенки и переносили их в повседневную игру. Особенно было интересно наблюдать, когда даже мальчики, играя с мишками, зайчиками или куклами, начинали напевать колыбельную песню, укачивая свою любимую игрушку.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть детям игрушку, рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.
Во время умывания, причесывания малышей знакомила детей с такими песенками: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды…», «Кран откройся, нос умойся…», «Расти коса до пояса» и др. Приятно было наблюдать, как девочки использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.
В дальнейшем для детей подбирались потешки с более сложным смыслом. Перед малышами ставилась задача не только запомнить потешку, эмоционально проиграть ее, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, котик, заяц, курочка и т. д., в зависимости от того, о чем потешка.
Известно, что рука развивает мозг, т. е. если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то и речь будет значительно лучше. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они представляют собой инсценировку сказок, потешек, стихотворений, очень увлекательны и способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческого потенциала. Поэтому многие потешки, разученные с детьми, часто используются уже как пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Текст знакомых потешек выразительно прочитывается и повторяется, соотнося слова с движением пальцев. Своеобразная разминка для пальчиков проводится в игровой форме, что вызывает у детей большой интерес. Кроме того, потешки ободрят, утешат и развеселят малыша. Каждую потешку можно превратить в подвижную игру. Все эти средства народной педагогики – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств детей, что влияет в дальнейшем на развитие их речи.