Тихомирова Ксения
Роль устного народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи ребенка начинается с первого года жизни, и играет важную роль в психологическом процессе развития. Становление речи ребенка зависит от следующих факторов, например, социальной среды, возраста и пола ребенка (считается, что мальчики начинают разговаривать несколько позже, чем девочки, психологического контакта с матерью, физиологического развития, функционирования головного мозга и т. д.
Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Также необходимым условием в формировании речи является постоянный контроль и стимулирование ребенка в произношении звуков и слогов, так как в ходе общения со взрослым, у дошкольника появляется потребность в речевой активной деятельности.
Благоприятным периодом для становления речи и ее усвоения считается младший дошкольный возраст. В данном возрасте начинается возрастание речевой активности, обогащение словарного запаса ребенка, удлинение и усложнение речевых высказываний, превращение их в рассказы, совершенствование их грамматических оформлений, возрастание роли речи как одного из средств регулирования поведения, а также, формирование звуковой культуры речи.
В данном периоде у детей уже хорошо и правильно сформированы понятия об объектах ближайшего окружения. В речи уже появляются наречия, предлоги и прилагательные. Дети начинают, при помощи взрослых, передавать содержание знакомой сказки либо рассказать наизусть стихотворение. Речь представляет собой одно из важных средств для развития личности ребенка в целом. Понимая речь окружающих и, постепенно совершенствуя свою собственную речь, ребенок тем самым, более самостоятельным. Развитие речи ребенка, с первого же года жизни, начинает оказывать значение на всю его последующую жизнь, из чего можно сделать вывод, что развитие речи важно начинать именно с первых лет жизни ребенка. У детей младшего дошкольного возраста проявляется большой интерес к произведениям устного народного творчества, так отмечено многими исследователями. Они определили то, как влияют произведения устного народного творчества на образность и выразительность речи детей, как формируются творческие умения ребенка в процессе того, как он осваивает художественно-речевые образы произведений устного народного творчества, пути в развитии русской речи, с помощью словесного народного творчества.
Под устным народным творчеством понимают огромное наследие каждого народа, которое развивалось веками, отталкиваясь от взгляда на жизнь, общество, природу, показатель его талантов и возможностей, и дети, наилучшим образом, воспринимают именно фольклорные произведения. Важно, что через ознакомление и усвоение устного народного творчества у детей формируются не только навыки овладения и усвоения родного языка, но, также, возникает приобщение к культуре своего народа, освоение его аутентичности, а, кроме того, они получают первые и важнейшие впечатления о родном языке. Поэтому перед педагогом поставлена главная задача по речевому развитию у детей раннего дошкольного возраста – освоить с ними разговорную речь, т. е. овладеть родным языком. Важно отметить, что знакомство детей с устным народным творчеством должно быть включено как в ежедневные режимные моменты, так и в игровую деятельность, поскольку именно в игре у ребенка развивается устная речь, фантазия и воображение, она влияет на развитие духовности, формирует в детях определенные нравственные нормы и правила поведения. Уже на ранних этапах жизни ребенка возникает возможность его приобщения к народной поэзии при помощи детского фольклора. Среди произведений устного народного творчества, следует выделить малые фольклорные формы, а именно загадки, потешки, колыбельные и считалки. Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую. Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи. У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом. В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость, утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы. С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом. Непосредственное восприятие произведений устного народного творчества – это очень сложный процесс, который развивается во внутренней деятельности малыша, где одновременно принимают участие такие психические процессы, как воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Все эти процессы играют важную роль и выполняют свои функции в развитии общей деятельности – знакомстве с явлениями окружающего мира через искусство.