Гузялия Янмурзина
Роль труда в воспитании личности
▼ Скачать + Заказать документы
Роль труда в воспитании личности
«Все могут, все умеют, со всем справляются
Человеческие руки.
Только надо приучать их к хорошему делу
Чтобы стали они сноровистыми, умелыми,
Послушными доброму сердцу и точному уму»
Лев Кассиль
Активное участие школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания. Формирование личности происходит главным образом в процессе собственной деятельности его собственных поступков. Каждый ребенок представляет собой индивидуальный мир, У каждого из них свои способности, возможности, потребности. Потенциальные возможности их развития далеко не одинаковы, поэтому нельзя подходить в обучении и воспитании ко всем одинаково, нужно к каждому находить индивидуальный подход. Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координаций визуального восприятия и механического движения зависит от возраста учащихся.
Публикация «Роль труда в воспитании личности» размещена в разделах
Необходимо систематически и терпеливо приучать учащихся координировать свои движения, работая двумя руками «Хорошее техническое развитие руки ведет автоматический к развитию некоторых важнейших центров головного мозга» Взаимосвязь «рука – мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному учению развивается мозг ребенка, его ум. Каждое новое умение – это не просто сноровка это еще и новый шаг в умственном развитии. Занимаясь ручным трудом, учащиеся проводят в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует ребенок, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развить только в процессе овладения навыками ручного труда.
Отличительная особенность уроков труда состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности, а формирование сенсорного опыта происходит более успешно в том случае, когда учащиеся приходится практически использовать чувственно-воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач. Приобретая новое умения, учащиеся делает шаг вперед в развитие многих своих способностей. Перед конкретной целью – в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.
Вот и получается, что отработка уже приобретенных навыков труда и приобретение новых – все это нужно не только для того, чтобы у него были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова. Тот, кто не привык работать руками, умен только наполовину; во многих ситуациях обычной жизни он не сможет проявить смекалки, сообразительности, окажется просто беспомощным.
В свое время Н. К. Крупская, большой энтузиаст трудового воспитания, возмущалась, тем, что в Германии детей заставляют заниматься совершенно ненужным делом, распутывать нитки, которые для этого специально запутывают. Она не учитывала, что такие виды труда хорошо развивают мелкие мышцы кистей рук (мелкая моторика). Эти мышцы остаются недоразвиты, если ребенка не приучать к труду. В крестьянской семье дети осваивали до 70 видов труда, необходимые в сельском хозяйстве. Человек по натуре практик - преобразователь. Наиболее интенсивное развитие идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях - рисунках, различных поделках и т. д. В этих действиях слиты воедино мысль, чувство и практическая деятельность.
Конечно, только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитания эмоции. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. На уроках технологии используются легенды, мифы, пословицы, поговорки и т. д. Контроль должен быть систематичным, объективным, гласным. Учителю нужно быть предельно объективным и справедливым, стремиться оценивать работу в доброжелательной форме, следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Уроки с применением ручного труда (Уроки Технологии, с их образовательными и развивающими возможностями просто необходимы, духовная и интеллектуально-практическая культура, сформированная у учащихся, станет в дальнейшем надежной базой для освоения самых разных видов деятельности.