светлана хименко
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению с воспитателями и с детьми. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Так у меня появилась идея создания театрального уголка. Я стала собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей различные виды театров : настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, куклы из ложки, наголовники, природный материал, касса, билеты.
Устное народное творчество: потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, иллюстрации, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики. Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, иллюстрации, дидактический материал, матрешки.
Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка». Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.
После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
В средней группе большое внимание уделяется выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением.
Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик - дождик» и т. д.
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет, афиш, изготовление кукол совместно с детьми.
В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
Таким образом,театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.