Вероника Могильдя
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному слову «Мои любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному слову
"Мои любимые сказки"
Авторы пректа:
Минаева Фатима Тимерхависовна, воспитатель высшей кв. категории,
Могильдя Вероника Владимировна, воспитатель I кв. категории
Овечкина Инна Леонидовна, музыкальный руководитель
Публикация «Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественному слову „Мои любимые сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Этот возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.
Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса любви к книге, стремления общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Проект «Мои любимые сказки!» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ.
Цель проекта
- формирование у детей интереса к книге, привитие любви к художественному слову, уважение к книге, как к источнику знаний, средству познания себя и окружающего мира; воспитание умелого слушателя, а в дальнейшем и грамотного, вдумчивого, заинтересованного, мыслящего, творческого читателя.
- поддержание традиций семейного чтения.
Задачи проекта
• Обогащение и активизация словаря.
• Воспитание удовольствия от общения с книгой, тяготения к постоянному общению с ней.
• Воспитание умения внимательно слушать и слышать чтение литературного произведения.
• Приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
• Создание в группе необходимых условий для приобщения детей к художественному слову.
• Формирование отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познания.
• Развитие способности чувствовать художественный образ.
• Развитие познавательных способностей, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, творческого воображения, образного мышления поэтического слуха, интонационной выразительности речи.
• Развитие способности верить в воображаемую ситуацию (превращаться и превращать).
• Формирование умения импровизировать на темы знакомых сказок.
• Развитие дикции на основе чтения скороговорок и стихов.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
• Развитие любознательности, как основы познавательной активности.
Ресурсы проекта
Методическая и публицистическая литература, детская литература, иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал;
аудиозаписи музыки, сказок «Серебряное копытце» (П. Бажов, «Царевна-лягушка» (РНС, «Пузырь, соломинка и лапоть» (РНС, «Хаврошечка» (РНС, «Василиса Премудрая» (РНС);
библиотека группы;
интернет-ресурсы;
дидактические и настольные игры по сказкам;
ТСО (мультимедиа, музыкальный центр, ноутбук);
Театральные костюмы для детей, различные виды кукольных театров;
Результаты деятельности педагогов:
Составление перспективного плана по реализации задач проекта, составление сценария театрализованного представления сказки «Репка на новый лад», досугов и музыкальных развлечений, планов бесед с воспитанниками. Разработка консультаций, памяток для родителей. Изготовление совместно с детьми лепных изделий на тему «Волшебные предметы». Создание подборки скороговорок. Оформление выставки книг «Мои любимые сказки»
Результаты деятельности детей:
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления о художественных произведениях, как авторских, так и народных, разных формах народного творчества, развиваются двигательные навыки, воспитываются положительные качества личности, развиваются творческие способности при выполнении разнообразных творческих работ.
Результаты деятельности детей совместно с другими участниками:
Составление альбома: пословиц и поговорок о книгах.
Создание творческих работ.
Участие в театрализованном представлении сказки «Репка на новый лад»: примерка костюмов, создание образа героев, репетиции; участие в досугах, развлечениях.
Результаты деятельности родителей:
оказание помощи в подготовке ресурсной базы для оформления выставки книг «Мои любимые сказки», в создании костюмов для театрализации сказки «Репка на новый лад», создание поделок для ярмарки «Волшебные предметы», пополнение библиотеки группы новыми книгами, подбор иллюстраций к сказкам, создание книжек-малышек (совместно с детьми).
Этапы работы над проектом
ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
Индивидуальные беседы с родителями, с целью выявления уровня их интереса к совместному чтению их детей в семье;
Подбор и изучение художественной и методической литературы, интернет ресурсов, подбор и составление наглядных пособий;
Подбор аудио, видеозаписей, фотоматериалов; Подбор музыкальных произведений, видео и фотоматериалов, для работы с детьми; Подбор информации для составления консультаций и памяток для родителей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработка перспективного плана реализации проекта.
Изготовление наглядных пособий для занятий с детьми;
Оформление информации, памяток для родителей, педагогов;
Составление конспектов бесед, КВНа;
Изготовление атрибутов для показа сказки «Репка на новый лад», пополнение библиотеки группы (с помощью родителей);
Составление подборки скороговорок;
Оформление тематической выставки «Сказочный мир» (с помощью родителей);
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 неделя:
1. Чтение художественной литературы: сказки Бианки В. «Сова», Бажова П. «Серебряное копытце».
2. Беседа с детьми «Что такое книга и зачем она нужна».
3. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказкам.
4. Знакомство с пословицами и поговорками о книге: «Одна книга 1000 людей учит».
5. Работа над дикцией: проговаривание скороговорок (приложение № 11).
6. Прослушивание сказки П. Бажова «Серебряное копытце» в аудиозаписи.
7. Составление сценария сказки «Репка на новый лад», подбор музыкального сопровождения и распределение ролей (приложение № 1).
8. Художественно-творческая деятельность по мотивам прочитанных сказок (рисование в свободной деятельности).
9. Отгадывание загадок о книгах, сказочных героях.
10. Сочинение рассказа «Если бы я был (а) книгой».
11. Дидактическая игра «Исправь ошибку и расскажи сказку».
12. Русская народная игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».
13. Разыгрывание этюдов на эмоции: удивление, испуг.
14. Памятки для родителей: «Почему мы выбираем сказку», «Семья и книга» (приложение № 2, 3).
15. Объявление о конкурсе «Книжка малышка» (изготовление родителями совместно с детьми) (приложение № 12).
2 неделя:
1. Развивающая образовательная ситуация «Мы в библиотеке».
2. Чтение сказок: братья Гримм «Госпожа Метелица», Аксакова С. Т. «Аленький цветочек».
3. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
4. Чтение сказки Дж. Родари «Волшебный барабан» (из цикла «сказки, у которых три конца»).
5. Дидактические игры: «Сочиним сказку вместе», «Придумай конец сказки».
6. Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».
7. Беседа с детьми «Поход за книгами, или где можно приобрести книги».
8. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
9. Знакомство с пословицами и поговорками о книге: «Книга – друг человека».
10. Рассматривание книг в «Центре книги».
11. Работа над дикцией: проговаривание скороговорок.
12. Подбор костюмов к театрализации сказки «Репка на новый лад».
13. Репетиции сказки «Репка на новый лад».
14. Изготовление с детьми «волшебных» предметов к ярмарке.
15. Памятки для родителей: «Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми», «Поддержание в детях интереса к чтению» (приложение № 4,5).
3 неделя:
1. Чтение художественной литературы: «Царевна-лягушка», «Пузырь, соломинка и лапоть» (русские народные сказки).
2. Прослушивание сказок «Царевна-лягушка» и «Пузырь, соломинка и лапоть» в аудиозаписи.
3. Развивающая образовательная ситуация «Беседы о сказках».
4. Рассматривание закладок для книг.
5. Художественно-творческая деятельность по изготовлению закладок для книг из бросового материала (в свободной деятельности).
6. Игра «Составь и расскажи сказку» (с использованием картинок).
7. Знакомство с пословицами и поговорками о книге: «Кто много читает, тот много знает».
8. КВН «Мы любим сказки».
9. Репетиции сказки «Репка на новый лад».
10. Работа над дикцией: проговаривание скороговорок.
11. Изготовление с детьми «волшебных» предметов к ярмарке.
12. Памятки для родителей: «Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Рекомендации по развитию читательского интереса» (приложение № 6 - 8).
4 неделя:
1. Дидактическая игра «Сундучок со сказкой».
2. Беседа с детьми «Мои любимые сказки».
3. Чтение художественной литературы: «Хаврошечка», «Василиса Премудрая» (русские народные сказки).
4. Прослушивание сказок «Хаврошечка» и «Василиса Премудрая» в аудиозаписи.
5. Художественное творчество «Мой любимый сказочный герой» (лепка в свободной деятельности).
6. Рассматривание коллекции фантиков с изображением сказочных героев.
7. Игровые упражнения: «Расскажи куклам свою любимую сказку», «Что я хочу рассказать о книге».
8. Репетиции сказки «Репка на новый лад».
9. Работа над дикцией: проговаривание скороговорок.
10. Объявление для родителей о спектакле - афиша (приложение № 13).
11. Театрализованное представление сказки «Репка на новый лад».
12. Ярмарка «Волшебные предметы».
13. Информация для родителей «Книжка и малышка» (приложение № 9).
14. Информация для педагогов и родителей «Чисто и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников» (приложение № 10).