Ольга Михалева
Консультация «Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя по приобщению детей к социальной действительности способствует отражению в сознании детей того, что: 1. окружающий мир един, всё в нём взаимосвязано миллионами невидимых нитей, и любое нарушение его целостности, гармонии и равновесия приводит в итоге к разрушению жизни на земле, в том числе и человека; 2. современность связана с прошлым, с культурным наследием, с мировоззрением людей. Работа проводится по шести разделам. «Дружная семья – человек, дом, родственные связи» Работа по этому разделу начинается сразу при поступлении ребёнка в детский сад, во время адаптационного периода. Для него в новой группе разговоры о семье, доме, родителях позволяют почувствовать теплоту, заботу окружающих их людей не только дома, но ив детском саду. Стремясь заслужить похвалу, он пытается воспроизвести нормы поведения взрослых и контролировать своё поведение. Проведение бесед на темы: «Мой дом родной», «Моя семья», «Куда ты любишь ходить с мамой (бабушкой?» позволяют маленькому человеку ощутить свою способность поступать в соответствии с социальными нормами и получать одобрение, что способствует развитию положительной самооценки.
Публикация «Консультация „Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности“» размещена в разделах
«Родные просторы – родник вдохновения человека». Дети ощущают мир, как единое целое, открыты миру, чувствуют себя его частью. Отношение к действительности в детстве носит мифологический характер. Этому способствуют сказки, в которых присутствуют люди, вещи, животные знакомые детям. И они воспринимаются детьми, как рассказы о чём-то реальном. Для детей слова имеют глубокую таинственную связь с вещами, названиями которых они являются. Они смотрят на слова, как на символы вещей, боятся одних слов, верят в волшебную силу других. Даже объекты неживой природы детьми воспринимаются, как вполне реальное отражение чувств в мире людей. Эта их возрастная особенность и становится основной для развития у детей сочувствия и сострадания. Общаясь с домашними животными, ухаживая за растениями, они ощущают себя более сильными, разумными, умелыми. И эти чувства позволяют воспитывать заботливое отношение к живой природе.
«Труд и трудолюбие. Добрые слова живут на белом свете».
Первая часть темы позволяет подвести детей к пониманию того, что труд – естественное и необходимое состояние человека, как условие их полноценной жизни. Любимой становится сказка, сюжет которой наиболее близок внутренним переживаниям ребёнка. Это позволяет родителям и воспитателям лучше понять детей, вовремя оказывать им психологическую поддержку, корректировать их поведение. Когда дети получают опыт взаимозаинтерисованных отношений с родителями и педагогами, они учатся произносить слова благодарности взрослым не формально (только из вежливости, а с целью выразить свои искренние добрые чувства, получают возможность почувствовать, что доброе слово исходит из доброго сердца, является выражением доброго чувства.
«Мудрый опыт предков». Мудрый опыт предков сохранён наиболее полно в сказках, пословицах, поговорках. В сказочных сюжетах в доступной для детей форме утверждается идея победы добра над злом, представлены образы проявления Веры, Надежды, Любви как главных правил Мудрости. Этот опыт для ребёнка приобретает ещё большую значимость, становится личностно окрашенным, когда понравившаяся ему пословица записывается взрослым в альбом для него, а мудрый наказ дают близкие и дорогие ему люди – бабушки, дедушки.
«Вера, Надежда, Любовь».
Духовно – нравственное воспитание детей в традиции русского народа всегда было связано с верой. Вера давала идеал, укрепляла волю, являлась основанием для важнейших качеств человека, как верность, правдивость, честность. Верой определялась неразрывная связь поколений. Защищая родную землю, русские воины защищали и свою веру. Вера в работе с детьми рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры. Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле, в слове, следуя добрым советам старших, в чувствах и устремлениях. «Светлый образ. Великий чудотворный образ».
В течение многих столетий одним из главных средств духовно – нравственного воспитания детей наши соотечественники считали жития святых. Образ преподобного Сергия Радонежского, мудреца и молитвенника за русскую землю, обладавшего такими качествами как терпение, трудолюбие, доброта, смирение, дорог сердцу каждого человека и доступен пониманию ребёнка. В нашем календаре много праздников, в которых ярко выражена связь народных традиций с духовным опытом. Это Рождество Христово, Крещение, Благовещенье, Паха, святая Троица. Надежда как устремление к доброму исходу дела была неразрывно связана в сознании русских людей с верой. Все эти праздники позволяют поверить в реальность чуда, пережить чувство общности с родителями и сверстниками.
Огромное значение в реализации целей приобретает качество взаимодействия взрослого с детьми. Позиция равноправия, сотрудничества и принятия ребёнка таким, каков он есть – основное условие. Исключается жёсткая регламентация деятельности детей, авторитарный тон, требование подчинения взрослым. На этих занятиях не даётся никаких оценок успеху или неуспеху детей. Единственным показателем успешности являются интерес и радость, оживление на лице каждого ребёнка.
Занятия по приобщению детей к социальной действительности проводятся один раз в неделю. В соответствии с календарём народных и общепринятых праздников проводятся развлечения, утренники, где в подготовке активное участие принимают родители. Делают выставки фотографий, поделок из природного материала. Такое воспитание не даст ребёнку впоследствии прийти к душевной пустоте и тупости, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.