Евгения Тончавина
Роль воспитателя в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-нравственное воспитание - как никогда очень важный аспект воспитания маленького человечка. Процесс этот, общеизвестно, очень длительный. Эффективность и результативность его во многом зависит от личности педагога. Какими же личностными качествами должен обладать воспитатель? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно быть, прежде всего, высоконравственным человеком. Важными личностными качествами являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. Единство слова и дела - качество необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в их честность, авторитет воспитателя.
Публикация «Роль воспитателя в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кроме личностных качеств должны присутствовать и профессиональные качества. Например, воспитатель должен иметь необходимый запас методов и приемов социально-нравственного воспитания. Но и это не все: важно не только их знать, но и уметь выбрать и применить самые оптимальные в соответствии с поставленными задачами. Заранее спланировать весь процесс воспитания поминутно невозможно. Дети всегда вносят свои коррективы в запланированный нами процесс. Часто ситуация требует от педагога молниеносного решения. Вот тут и необходимо применить весь свой опыт и быстро отреагировать, да так, чтобы не навредить ребенку, не дать ему усомниться нормах нравственности, морали, Вашей справедливости. Сориентироваться быстро бывает очень сложно, но необходимо.
Группы методов социально-нравственного воспитания дошкольников :
1. Методы формирования навыков и привычек поведения.
Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения. В нее входят: приучение ребенка к положительным формам общественного поведения,целенаправленное наблюдение, организация воспитателем деятельности (носящей общественно полезный характер, детская игра (особенно сюжетно-ролевая).
2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок:беседы на этические темы,чтение художественной литературы,
рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов;
метод убеждения.
3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.