Татьяна Серова
Роль старшего воспитателя в организации открытого показа как эффективной формы распространения передового опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель выступает организатором представления педагогического опыта педагога и курирует его на всех этапах подготовки. Он отвечает за научно-методическую деятельность в дошкольной организации : помогает выбрать и определиться с темой; помочь с подборкой материала; проверить насыщенность и соответствие развивающей предметно-пространственной среды возрасту воспитанников.
Публикация «Роль старшего воспитателя в организации открытого показа как эффективной формы распространения передового опыта» размещена в разделах
До начала просмотра старший воспитатель знакомит всех присутствующих с темой открытого показа, рассказывает о системе работы воспитателя, предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Важный этап обучающего открытого показа – беседа в конце. После открытого показа педагог анализирует свою работу: положительные результаты и трудности, озвучивает их коллегам, т. е. проводит самоанализ. Воспитатель отвечает на вопросы педагогов. Старший воспитатель организует обсуждение увиденного, поясняет и уточняет новые знания, подводит итог обсуждения, обращает внимание на использование удачных методов, приёмов, даёт конкретные рекомендации участникам просмотра. Если старший воспитатель уверен в том, что педагоги поняли и приняли основные установки, он предлагает им самостоятельно подготовить и провести такое мероприятие с детьми своей группы как подтверждение освоения новых методов, форм и приемов работы. Открытый показ дает возможность получить ответы на интересующие вопросы всем участникам данного события. Конспекты всех открытых показов оформляются и хранятся в методическом кабинете.
Имеются разнообразные формы распространения опыта : открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т. д.
С моей точки зрения открытый показ нужно выделить из массовой практики и использовать в полном объеме в работе образовательных организаций.
В методической работе есть два вида открытого показа – обучающий открытый показ и мастер-класс. Они отличаются целевыми установками, которые формулирует старший воспитатель. Хотела бы более подробно остановиться на обучающем открытом показе, т. к. считаю его эффективным для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Целью обучающего открытого показа является знакомство педагогов с новыми формами и/или методами, приемами, технологиями организации образовательной деятельности, которые они не применяли в своей работе раньше.
Перед проведением обучающего открытого показа воспитателю важно определить цель мероприятия, выбрать форму и место проведения, составить конспект, продумать методы и приемы, спланировать пространство, приготовить наглядный и раздаточный материал, задействовать ИКТ и другое оборудование, запланировать предварительную работу с детьми. Педагог пишет конспект или сценарий в зависимости от того, какой режимный момент он будет представлять. Для открытого просмотра, наряду с организованной образовательной деятельностью, могут выбираться другие виды деятельности (игра, труд, отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и др.) Педагог продумывает ответы на возможные вопросы и ход событий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Так же педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. Современные дошкольники перенасыщены впечатлениями, поэтому чтобы заинтересовать детей в ходе открытого пространства, важно использовать решение проблемных ситуаций, смоделированные ситуативные разговоры, дидактические речевые ситуации, игры-путешествия и т. п. Важно помнить, что любая современная форма организации деятельности детей требует создания современного развивающего пространства.
Открытый показ чаще всего проводится в группе. Воспитатель заранее готовит развивающую предметно-пространственную среду, которую планирует задействовать во время открытого показа. Планирование пространства для деятельности вместе с детьми имеет своё преимущество: активная позиция детей привносит им ощущение причастность к коллективному решению.
Важно помнить, что воспитатель должен располагать достаточным временем для подготовки к открытому показу.
Открытые показы проводятся без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Так же рекомендуется заранее сообщить детям и их родителям (законным представителям) о присутствии посторонних людей на определенном режимном моменте, т. к. присутствие посторонних не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. У гостей, посетителей, есть места, располагающиеся за спинами воспитанников, чтобы их не отвлекать. Число приглашенных гостей должно быть ограниченно. Так же нельзя забывать и о соблюдении требований СанПиН к продолжительности и безопасности данного события.
Методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности будет способствовать непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, получению позитивного инновационного опыта, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствованию его профессиональных умений и навыков.
Важен и профессиональный рост других педагогов. Открытый просмотр вызовет у них определенный эмоциональный всплеск, желание к личному росту и повышению педагогической компетентности.
С уверенностью можно сказать, что правильно организованная научно-методическая деятельность старшего воспитателя обеспечивает высокую эффективность открытого показа, играет важную роль в системе повышения и положительной результативности образовательного процесса в целом.