Гечан-Некрасова Татьяна Александровна
Роль старшего воспитателя ДОУ в формировании педагогического коллектива единомышленников
▼ Скачать + Заказать документы
Глава I Теоретические основы процесса формирования педагогического коллектива единомышленников
1.1. Этапы формирования педагогического коллектива единомышленников в ДОУ.
Педагог не может, не должен быть несчастливым - так считал А. С. Макаренко, поэтому создание благоприятного микроклимата в коллективе, поддерживающего хорошее настроение у воспитанников и педагогов, должно стать первейшей заботой старшего воспитателя ДОУ.
Публикация «Роль старшего воспитателя ДОУ в формировании педагогического коллектива единомышленников» размещена в разделах
Необходимо еще раз отметить, что работа старшего воспитателя по настройке и филигранной обработке сложной ткани внутриколлективных отношений и есть переход от «беспомощной примитивной арифметики, так называемого контроля и руководства», до сих пор лежащего в основе управления многими образовательными учреждениями.
Думается, что начать формирование педагогического коллектива единомышленников необходимо с формирования потребности педагогов иметь такой коллектив, а для этого педагога необходимо познакомить с самим собой.
Сформировать у него потребность познать себя: уверен ли он в себе, удовлетворен ли профессионально, организованный ли он человек, каков стиль его общения, как он относится к своему учреждению, в котором он работает.
После того, как необходимая информация сосредоточена в руках старшего воспитателя, будет им проанализирована, и на этой основе появится относительно всесторонний портрет педагогического коллектива, определена ведущая роль характера отношений в сплочении педагогов, западающие негативные, а также позитивные моменты в расстановке сил, то можно делать следующие шаги.
После глубокого анализа состояния отношений в педагогическом коллективе при условии, знания мотивации профессиональной деятельности большинства воспитателей детского сада, их отношения к узловым вопросам педагогического процесса, уровня их теоретической и методической подготовленности, старший воспитатель может приступить к работе по формированию основания мощной внутренней культуры. Данное основание одновременно является и основанием для сплочения и интеграции усилий членов педагогического коллектива. Две проблемы, одна в другой решаются одновременно.
В основу деятельности должна быть заложена актуальная педагогическая идея, определяющая миссию (предназначение) данного конкретного содружества специалистов. Эта идея должна стать «своей» для каждого педагогического работника образовательного учреждения, и пройдя длительный временной путь, в конечном итоге превратиться в убеждение. Старший воспитатель расчетливо и целенаправленно, опираясь на такие приемы, как «акцентирование», «обострение борьбы мнений», «логический анализ суждений» и т. д. должен добиваться, чтобы она была воспринята всеми и превратилась в системообразующий стержень деятельности коллектива педагогов конкретного ДОУ.
Далее в действие вступает принцип целевой гармонизации, направленной на формирование и восприятие всеми членами коллектива системы общих целей, вытекающих из миссии дошкольного образовательного учреждения.
Движение к этим целям ложится в основу функционирования коллектива и одновременно внутренней культуры учреждения.
Самое сложное и ответственное для старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы постепенно, на основе терпеливого и уважительного отношения к каждому сотруднику педколлектива, добиться, чтобы эти цели были им восприняты как свои собственные. Однако, чтобы они не навязывались людям сверху, а вырабатывались, формулировались вместе с ними, чтобы дальние стратегические цели конкретизировались в тактические, а затем декомпозировались до индивидуальных целей каждого педагога.
Одновременно с работой по целеполаганию и целеусвоению должна вестись работа по формированию педагогического кредо коллектива, в которое входят: средства, формы, методы воспитательно-образовательной работы, вытекающие из основной педагогической идеи (миссии) ДОУ и его общих целей функционирования.
Всё это в ходе работы над целями тщательно обсуждается и отрабатывается в коллективе, утверждается педагогическим советом и в результате длительной воспитательной работы с каждым воспитателем учреждения постепенно становится его убеждением.
Чрезвычайно ответственной частью процесса формирования педагогического коллектива единомышленников и внутренней культуры ДОУ является работа по конструированию ценностно-нормативного единства.
Здесь перед старшим воспитателем, как руководителем педколлектива, стоит задача создания системы ценностей, разделяемых всеми педагогами коллектива, которая служила бы нормативной связующей основой их деятельности.
В эту систему ценностей может входить:
Единое представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
Единое понимание цели деятельности коллектива по формированию и развитию личности ребенка-дошкольника; воздействие многих педагогов на личность воспитанника (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, и самого воспитателя группы)требует единого понимании цели педагогического соприкосновения с нею;
Единый подход к пониманию личности ребенка-дошкольника как активного участника педагогического процесса, как субъекта, а не объекта воспитания и обучения;
Единый взгляд на роль педагога в процессе воспитания и обучения как организатора воспитательно-образовательного процесса, и как надежного партнера для ребенка и взрослого в ДОУ;
Единый взгляд на занятие как инструмент формирования и развития личности ребенка;
Единый подход и общая забота всех членов коллектива о формировании и развитии жизненно необходимых навыков у детей;
Единый подход к оценке качества воспитания и образования в ДОУ.
Необходимо обратить внимание на то, что вся сложность процесса формирования педагогического коллектива единомышленников заключается в том, старший воспитатель должен, прежде всего, сам воспринимать это единство диалектики. Понимать его не как унылое однообразие, характеризующееся одномерностью и безликостью. Отнюдь, он должен воспринимать его как единство многообразного. Единые ценности – да, единое их понимание – да, но пути их использования, методы и подходы – разные.
Педагогический коллектив должен состоять не только из хороших, но из разных педагогов, даже, может быть, из полярных индивидуальностей, умеющих спорить, отстаивать свою точку зрения.
Больше всего «единство разнообразия» требует от старшего воспитателя уважения к человеческой педагогической разности. Его искусство как руководителя и заключается в том, чтобы соединять противоположности, но соединять так, чтобы получилась какофония, а «педагогическая симфония».
Когда говорят о педагогическом коллективе единомышленников, то имеют ввиду коллектив с достаточно высоким уровнем интеграции, выражающемся во внутренней спаянности, гармоничном взаимодействии его членов, в одобрении каждым педагогом общеколлективных ценностей, норм, взаимном понимании и симпатии.