Людмила Денисова
Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников
▼ Скачать
Тема моей работы выбрана не случайно, деятельность в данном направлении помогает решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.
Публикация «Роль сказкотерапии в преодолении тревожных состояний у дошкольников» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.
На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.
Методика сказкотерапии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Существует немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и несерьезное отношение, они считают это «детским» методом. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение.
Таким образом, на мой взгляд, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
Для выявления уровня тревожности своих воспитанников я провела исследование, в котором принимали участие дети 6 лет. Из ни мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек
Исследование проводила с помощью следующих методов:
1. Проведения у детей теста тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности».
Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную» нагрузку.
В целях профилактики дошкольной тревожности, организовала и провела родительское собрание на тему «Детская тревожность».
Главной целью было - обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.
В ходе беседы родителей ознакомила с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предложила компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также предложила рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать.
Для работы с тревожными детьми я выбрала способ– сказкотерапия через программу «Сказочная шкатулка» с применением куклотерапии.
Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника.
Для создания игровой сказочной атмосферы, был внесен сказочный персонаж –Антошка. В общении с куклой у детей проявляются те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.
В основу данной программы положены занятия, которые строились по принципу концентричности по трем циклам.
Занятия первого цикла были направлены на снижение уровня тревожности через :
1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;
2. обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;
3. обучение самостоятельно владеть ролью-образом.
При этом вводимая взрослым роль-образ помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая при этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.
Занятия второго цикла направлены на снижение уровня тревожности через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. При этом ребенок вначале наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их.
Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.
На занятиях каждого цикла я рассказывала сказку. При этом ребенку предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла ребенок выполнял движения за мной. В ходе последующих циклов придумать движения предлагалось самому ребенку.
Если дети затруднялись одновременно придумывать продолжение сказки и его изображать, то я включала движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях я сама изображала сюжет, придуманный ребенком.
По желанию детей были включены в занятия элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети «рассказывали» понравившиеся им сказки другим детям.
Форма организации коррекционных занятий групповая. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего было проведено 10 занятия (одно, два в неделю).
Основные принципы моей работы:
• позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;
• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;
•сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;
• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного
участника творческого процесса создания сказок.
Были использованы методы и приемы:
• Чтение сказок.
• Работа над сочинением продолжения сказки.
• Работа над сочинением сказки.
• Принятие роли сказочного героя на себя.
• Игры, упражнения и беседы, загадки.
• Арттерапия: рисование.
• Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.
4. Заключение.
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, мне удалось снизить уровень тревожности у детей выпускной группы дошкольного учреждения. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.