Анастасия Мокова
Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Публикация «Проект „Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии“» размещена в разделах
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На мой взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н. В. Имедадзе. А. М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы коррекционной работы. Игра является естественной деятельностью детей дошкольного возраста.
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «игра», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Игра это та универсальная форма деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Современные федеральные государственные требования и государственные образовательные стандарты дают игре ведущее значение в развитии и образовании детей дошкольного возраста.
В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
Однако практическая разработанность методов игротерапии недостаточна, что и определяет большую актуальность темы проекта.
В целях изучения детской тревожности - игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление как игровая деятельность. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой деятельности. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми.
На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой деятельности Независимо от того, на каких педагогических положениях базируется игровая деятельность, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка со взрослым. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.
Цель проекта : Снижение уровня детской тревожности через использование методов игротерапии.
Задачи проекта : - изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов; - разработать комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности через использование различных видов игр;
- апробировать разработанный комплекс мероприятий;
- изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- распространить полученный педагогический опыт.
Объект проекта : тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет проекта : комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности с использованием методов игротерапии.
Комплекс мероприятий включает в себя: организованную деятельность с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. Форма организованной деятельности – подгрупповая. В нее включены: разные способы приветствия, пальчиковые и подвижные игры, игры на внимание, упражнение на релаксацию, элементы игротерапии и элементы изобразительной деятельности, беседы. Работа с родителями: консультации специалистов, беседы, мастер-классы по организации игровой деятельности ребенка дома.
Гипотеза: применение игровых методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста будут способствовать снижению рисков возникновения высокого уровня детской тревожности (и нарушений в психическом развитии детей).
Участники: педагоги, дети, родители.
Ресурсы:
Информационные: литература по теме, ресурсы интернет, периодические издания.
Материально – технические: компьютер подключенный к сети интернет, проектор, альбомы, краски, кисти, цветная бумага, картон, ножницы, наглядные пособия.
Кадровые: старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, родители.
Результат проекта :
В целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий с использованием подвижных игр, игр-забав и игр эмоционально-развивающего характера. Основной посылкой было то, что выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой: Практическое пособие – М. : АРКТИ, 2012. – 168 с.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.
4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб. : Речь, 2003.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2000.
6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ – М., 2005 – 382с.
7. Погадаев Г. И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная пресса, 2003.
8. Психология. Психодиагностика. М: ВЛАДОС, 2007 – 631с.
9. Смирнова Е. О. Детская психология : учебное пособие, М. : ГУЦ ВЛАДОС, 2003 – 386с.
10. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Спб., 2000.