Лилиана Зиннатуллина-Нухова
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
Цель:
Расширять знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач, совершенствовать умение результативно работать в группах.
Публикация «Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания на основе сказок являются: использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; организация комплексной работы со сказкой; создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт.
Что даёт нам сказка?
Определим функции сказки:
- помогает реализовать эмоциональные потребности;
- реализовать познавательные потребности;
- расширяет круг представлений о мире и человеческих отношениях;
- пробуждает фантазию, творческую активность;
- помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации);
- расширяет экологические знания;
- знакомит с экономическими знаниями;
- знакомит с традициями и бытом народностей;
- коррекционную направленность.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Как коза избушку построила», «Жадная старуха», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»);
- сказки, отражающие труд («Терем-теремок», «Хаврошечка», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»);
- сказки, рассказывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. (К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво»);
- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчётли-вость, практичность, бартер и др. («Лисичка со скалочкой», «Лиса и козёл», «Мальчик с пальчик», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Заюшкина избушка», С. Г. Аксаков «Аленький цветочек»).
Методы ознакомления дошкольников со сказкой:
- чтение воспитателем сказки, т. е. дословная передача текста (сказки, которые невелики по объёму, рассказывают детям наизусть, большую же часть произведений мы читаем по книге);
- рассказывание, т. е. более свободная передача текста («Кот в сапогах», «Заюшкина избушка», при рассказывании допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. ;
- использование дидактических игр, помогающих закрепить результат (д/и «Отгадай мою сказку, «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я» (описание героев) и др., все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ;
- повторное чтение (небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, мы повторяем, используем ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, которые способствуют более ясному восприятию; драматизация сказки, в которой ребёнок выполняет роль сказочного персонажа – это способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность);
- беседа по сказке (комплексный приём, часто включающий в себя ряд простых приёмов – словесных и наглядных):
а) вводная (предварительная);
б) краткая (заключительная, акцентирующая внимание детей на моральные качества героев («Муха-Цокотуха»);
в) беседы, отвечающие на вопросы, требующие мотивации оценки.
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребёнка.