Елена Непейвода
Роль сказки для детей дошкольного возраста
Роль сказки для детей дошкольного возраста
Роль сказки для детей дошкольного возраста.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
Публикация «Роль сказки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе немыслимо его развитие и существование.
Если говорить о нравственном воспитании, следует заметить, что его содержание претерпевает изменения с течением времени. В педагогике как науке всегда остается актуальной проблема разработки содержания нравственного воспитания, так как молодому поколению необходимо не только прививать уже устоявшиеся в обществе ценности и нормы, но и учитывать задачи, которые могут встать перед воспитанием в ближайшем будущем.
Перед воспитателями стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В воспитании нравственных качеств дошкольников помогают сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста. Для получения положительного результата необходимо развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равно душным человеком.
Задачи, которые поставлены для решения данной цели, заключаются в следующем:
- Создать все необходимые условия для знакомства детей со сказками, побуждать их к чтению.
- Научить их понимать, что такое зло, и что такое добро.
- Развивать у детей умение думать, сравнивать, пробовать анализировать по ступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Оказать помощь родителям в воспитании ребенка.
Перед чтением сказок можно создать библиотеку красочных книг, где будут жить сказки. Можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения нужно наблюдать за реакцией детей. После прочтения сказки знания можно закрепить на занятиях по изобразительному искусству. Детям подготовить материал для рисования, лепки и создания аппликаций героев понравившихся им сказок. Предварительно спросив у ребятишек, какой герой им понравился больше всего. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Приветствуется также донесение до родителей информации о том, насколько сказка важна в жизни ребенка. Можно выступить на собрании, с рассказом родителям об эффективности чтения сказок для становления личности, что сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка.
Дети совместно с родителями могут рассказывать придуманные свои сказки и нарисовать иллюстрации к ним. Все сочиненные и нарисованные сказка можно собрать в одну книгу и периодически читать детям их собственные сказочные истории.
Ролевые игры в библиотеку помогут детям не только познакомиться с работой библиотекаря, но приобщиться к миру книги. В процессе игры дети легче запоминают информацию: авторов, произведения, внешний вид книги. Можно пополнить книжный уголок новыми книгами и заодно познакомить детей с ними в процессе игры.
Таким образом, можно отметить, что сказка помогает сформировать в детях послушание, уважение, мудрость, умение дружить и ответственность. Ребенок будет добрее, отзывчивее, дружелюбнее, коммуникативнее, если родители, воспитатели используют сказки в воспитании детей.