Елена Непейвода
Роль сказки для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки для детей дошкольного возраста
Роль сказки для детей дошкольного возраста.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
Публикация «Роль сказки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе немыслимо его развитие и существование.
Если говорить о нравственном воспитании, следует заметить, что его содержание претерпевает изменения с течением времени. В педагогике как науке всегда остается актуальной проблема разработки содержания нравственного воспитания, так как молодому поколению необходимо не только прививать уже устоявшиеся в обществе ценности и нормы, но и учитывать задачи, которые могут встать перед воспитанием в ближайшем будущем.
Перед воспитателями стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В воспитании нравственных качеств дошкольников помогают сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста. Для получения положительного результата необходимо развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равно душным человеком.
Задачи, которые поставлены для решения данной цели, заключаются в следующем:
- Создать все необходимые условия для знакомства детей со сказками, побуждать их к чтению.
- Научить их понимать, что такое зло, и что такое добро.
- Развивать у детей умение думать, сравнивать, пробовать анализировать по ступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Оказать помощь родителям в воспитании ребенка.
Перед чтением сказок можно создать библиотеку красочных книг, где будут жить сказки. Можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения нужно наблюдать за реакцией детей. После прочтения сказки знания можно закрепить на занятиях по изобразительному искусству. Детям подготовить материал для рисования, лепки и создания аппликаций героев понравившихся им сказок. Предварительно спросив у ребятишек, какой герой им понравился больше всего. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Приветствуется также донесение до родителей информации о том, насколько сказка важна в жизни ребенка. Можно выступить на собрании, с рассказом родителям об эффективности чтения сказок для становления личности, что сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка развивает в ребенке моральные и волевые качества, погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка.
Дети совместно с родителями могут рассказывать придуманные свои сказки и нарисовать иллюстрации к ним. Все сочиненные и нарисованные сказка можно собрать в одну книгу и периодически читать детям их собственные сказочные истории.
Ролевые игры в библиотеку помогут детям не только познакомиться с работой библиотекаря, но приобщиться к миру книги. В процессе игры дети легче запоминают информацию: авторов, произведения, внешний вид книги. Можно пополнить книжный уголок новыми книгами и заодно познакомить детей с ними в процессе игры.
Таким образом, можно отметить, что сказка помогает сформировать в детях послушание, уважение, мудрость, умение дружить и ответственность. Ребенок будет добрее, отзывчивее, дружелюбнее, коммуникативнее, если родители, воспитатели используют сказки в воспитании детей.