Лучший педагог года

Роль сенсорной комнаты для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Виктория Ладутько
Роль сенсорной комнаты для детей с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сенсорной комнаты для детей

с тяжёлыми нарушениями речи.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон. Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты. В нашем детском саду сенсорная комната открылась сосем недавно, вызвав у меня огромный интерес. Я стала изучать оборудование сенсорной комнаты и поняла, что оно мне просто не обходимо для моей логопедической работы. Вот так появилась тема моего опыта работы: «Автоматизация звуков у детей с ТНР при использование полифункциональной среды сенсорной комнаты».

Цель: использовать в педагогическом процессе полифункциональную интерактивную среду сенсорной комнат для автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить научно - педагогическую литературу по использованию полифункциональной интерактивной среды для развития связной речи дошкольников.

2. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.

3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников.

4. Способствовать снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

5. Стимулировать ослабление сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.).

6. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.

7. Развивать двигательные функции дошкольников.

8. Способствовать автоматизации звуков, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

9. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

10. Обеспечить взаимодействие с родителями и педагогами по использованию полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты для автоматизации звуков у дошкольников.

Работу по автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты я распределила на три этапа.

Этапы работы:

Этап - подготовительный (сентябрь) Провести анализ психологопедагогической литературы по проблемам автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Проведение первичной диагностики.

Этап - основной (октябрь по май). Использовать мультисенсорную среду для автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Использование полифункциональной интерактивной среды: при автоматизации звуков в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи. Разработка конспектов НОД и картотеки по автоматизации звуков с использованием полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты. Консультации для педагогов по использованию мультисенсорной среды для автоматизации звуков у дошкольников. Мастер-классы. Открытые показы занятий для педагогов ДОУ. Консультации для родителей по вопросам автоматизации звуков у детей.

Этап - заключительный (май). Провести анализ результативности использования полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты для автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Роль сенсорной комнаты при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Работа над автоматизацией звука является довольно большим блоком в работе учителя-логопеда. В дошкольном возрасте важно привить положительное отношение к занятиям. Поэтому по-настоящему творческий педагог имеет в своем арсенале различные приемы, которые помогают ему увлечь ребенка монотонным процессом автоматизации.

Что же такое автоматизация звука? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах И. П. Павлова, который долгое время изучал условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц сначала выполняется с участием сознания. Многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Процесс автоматизации звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо отвыкнуть от закрепленного уже в памяти неправильного произнесения звуков и выработать привычное автоматическое использование чистой фонемы.

Работа по закреплению произношения ведется постепенно в определенной последовательности. Принцип от простого к сложному ведет через употребление звука: в слоге, в отдельных словах, в предложениях, в связной речи.

Очень важно определить нужное время для перехода к процессу автоматизации. Звук должен быть четко «поставлен» и хорошо звучать в изолированном виде. Задерживаться на этой стадии не стоит, так как это тормозит весь процесс. Но и торопиться, переходить к использованию трудной для ребенка фонемы в словах и фразах раньше времени, тоже не нужно. В этом случае неизбежны ошибки и закрепление неправильного произношения.

Как отмечает Н. С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Ещё одной проблемой является разнонаправленная автоматизация навыков звукопроизношения, связной речи. Дошкольный возраст-период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей головного мозга. У детей с ТНР помимо собственно речевого недоразвития отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас общих знаний и представлений об окружающем. А так же моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями речи предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты в нашем детском саду.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребёнка с особыми образовательными потребностями.

С целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями поведения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками (преодоления агрессивности, замкнутости, застенчивости, обидчивости и гиперреактивности, снятия мышечного и эмоционального напряжения) целесообразно использовать занятия в сенсорной комнате регулярно. У ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмоциональный комфорт, снимается тревога, достигается релаксирующий эффект, формируется способность ощущать свое тело. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекции личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, взаимодействие в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы я организую с детьми индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторной комнаты, которые вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование сенсорной комнаты предназначено для проведения различных форм работы с детьми.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сенсорной комнаты для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 11 марта 2025 в 16:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сенсорной комнаты для детей с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ладутько (УИ 270149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД