Бутузова Татьяна Владимировна
Роль сенсорной интеграции в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге и организующий информацию, полученную с помощью органов чувств.
Организм человека с самого рождения получает огромное количество информации, при этом мозг должен организовать ее так, чтобы выбрать из сенсорных сигналов наиболее важные. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.
Публикация «Роль сенсорной интеграции в речевом развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Взаимосвязь сенсомоторного развития и развития речи изучали многие отечественные и зарубежные ученые: Э. Дж. Айрес, Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, М. Монтессори и др.
• Теория американского исследователя Э. Дж. Айрес основывается на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
• Ощущения, которые человек получает в процессе всей своей жизни можно разделить на те, которые он получает из внутренней и из внешней среды.
Внешние системы: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные.
Внутренние системы: интероцептивные, тактильные, проприоцептивные, вестибулярные.
Сенсорная Интеграция начинает развиваться у младенца еще в утробе матери и в дальнейшем приобретает такие умения как ползание, сидение вставание, только при условии, что в его мозге будет идти процесс активного развития сенсорной интеграции.
Таким образом, Сенсорная Интеграция - это важнейший процесс, связанный с формированием адаптивных механизмов к окружающей действительности.
Данный процесс является базовым для формирования когнитивных процессов, ключевым из которых является речь.
Нарушение С. И. проявляется в ряде симптомов, которые проявляются в раннем возрасте. Такие дети начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже сверстников. Кажутся неловкими, неуклюжими, спотыкаются во время бега, падают, ударяются. В следствии нарушенной координации движений не могут овладеть такими навыками, как завязывание шнурков, езда на велосипеде и др.
Дисфункция сенсорной интеграции – это неврологическое расстройство, вызванное неспособностью мозга переработать определенную информацию, полученную от основных сенсорных систем организма.
Это комплексное церебральное расстройство, при которой дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию (тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, двигательную, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи.
Факторы риска нарушений сенсорной обработки
• 1. Генетические факторы (по линии матери и отца).
• 2. Пре- и перинатальные факторы: возраст, соматические и гинекологические болезни матери, характер предыдущих беременностей, патология течения беременности, родов, кесарево сечение, недоношенность и др.
• 3. Средовые факторы (тип взаимодействия/воспитания – дистанцированность и эмоциональная холодность матери, регламентированность в проявлении чувств, эмоциональная депривация, социальная депривация и др.
Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции характеризуется измененной чувствительностью к сенсорным сигналам, проблемами моторного контроля, высоким или низким уровнем активности и эмоциональной нестабильностью.
Поэтому ранняя диагностика дисфункции сенсорной интеграции, особенно в дошкольном периоде, крайне актуальна, поскольку именно в этом периоде происходит интенсивное формирование и психики.
Сенсорная интеграция является важнейшей базой формирования когнитивных функций, среди которых наиболее сложной является речь. Для речевого развития функция сенсорной интеграции играет важнейшее значение, в связи с чем, необходимо включение в логопедическую работу сенсорно-интегративных упражнений.
Цель упражнений на сенсорную интеграцию – это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.
Задачи сенсорной интеграции :
• Обогащение сенсорного опыта (получение различных ощущений) через воздействие на органы чувств.
• Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
• Преодоление проблем сенсорного восприятия (дискомфорта, вызываемого конкретным стимулом – раздражителем).
Таким образом, обогащать сенсорный опыт ребенка необходимо не только на индивидуальных и групповых занятий, но и в повседневной жизни. Преодолевая проблемы сенсорного восприятия, ребенок преодолевает проблемы речевого развития.
Литература:
1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.
2. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг [пер. с нем. К. А. Шарр]. Москва: Теревинф, 2014.240 с.