Шматова Елена
Роль сенсомоторного развития в речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль СЕНСО-МОТОРНОГО развития в речи ребенка.
Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе.
Публикация «Роль сенсомоторного развития в речи ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела.
Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира-это перемещение своего тела в пространстве.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение.
Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей.
Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи.
Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь- РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать.
Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата.
ИГРЫ С МЯЧОМ:
Приё мы:
- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень) ;
- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире.) ;
- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай".) ;
- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект;
- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч).
Сопровождать словами "толкай", "кати". ;
- отталкивать руками (и ногами) фитбол; - футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени); - для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его; - кидать об стену и ловить; -кидать об пол и ловить ручками.
Трактор
Ребенок назначается "трактором". Он ползет на коленях по комнате и толкает перед собой головой "груз" - большой мяч, который нужно докатить до стены. На пути ребёнка можно поставить различные препятствия. Игра пойдёт веселее, если это будет соревнование двух тракторов: мамы и ребёнка.
Удержи мячики
Приготовьте много мячей, маленьких и средних. Возьмите несколько мячиков в руки и скажите малышу: "Я могу удержать в руках один, два, три, четыре… мячика. А ты сколько?". Ребенок набирает в руки мячики, а вы считаете, сколько их.
Лабиринт для мячика
На полу в ряд друг за другом на небольшом расстоянии расставляются кубики (5-6 штук). Ребенок ползет рядом с кубиками и зигзагообразно прокатывает между ними мяч, стараясь не выпустить его из рук. Можно играть, будто мяч – это Колобок, который катится по лесной тропинке.
Туннель из стульев
Поставьте друг за другом несколько стульев или табуретов. Ребенок садится на пол и двумя руками с силой толкает мяч. Задача состоит в том, чтобы мяч выкатился с противоположной стороны.