Татьяна Судовская
Роль семьи в воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему семейного воспитания ребёнка с тяжелыми нарушениями речи. В материале раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Также в статье представлены рекомендации родителям для достижения успешных результатов коррекции речи у детей.
Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Abstract. This article tackles the problem of family upbringing of children who suffer from serious articulation disorders. The work describes the main difficulties that such families face. This article also provides recommendations for parents on how to improve children’s articulation.
Ключевые слова: семья; ребенок с тяжелыми нарушениями речи; развитие; семейное воспитание; коррекция; речь.
Keywords : family; a child with a serious articulation disorder; development; family upbringing; correction; speech.
Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог - это мать, отец. В. А. Сухомлинский
Семья является живой системой, которая выполняет определенные функции и имеет свою структуру. По мнению Е. М. Мастюковой, для семьи, воспитывающей «особого» ребёнка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная [4, с. 31].
Советский психолог, Лев Семёнович Выготский отмечал, что «положение в семье во многом определяет особенности личности аномального ребёнка» [5, с. 121]. Одной из важнейших задач семьи является реализация взаимодействия общества и личности ребёнка. Семья служит связующим звеном в формировании ценностных ориентиров и поведения детей, что является необходимым критерием воспитания и формирования духовно-нравственных основ будущего поколения. В семье формируются необходимые этапы в становлении личности каждого ребёнка. Именно в семье ребенок усваивает язык, требуемые поведенческие нормы, включается в общественную жизнь. Трудно переоценить значение семьи, однако семья имеет особую важность в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, нередко от детей с нарушениями в развитии здоровья отказываются оба родителя, иногда уходит один из родителей. От семьи могут отдаляться друзья и родственники. В таких обстоятельствах очень важно набраться сил и направить все имеющиеся возможные ресурсы на развитие и социализацию ребёнка.
Очень трудно оценить возможности ребёнка родителям, которые не имеют специальной подготовки и знаний. Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс необходимо для того, чтобы достичь положительной динамики в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Сотрудничество со специалистами нужно не только для получения конкретных умений, навыков и знаний, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, и творчески реализовать предлагаемые специалистами методы и приёмы обучения.
Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребенок начинает иначе оформлять речевое высказывание в зависимости от того, с кем говорит.
Таким образом, важнейшем условием положительной динамики развития ребёнка с тяжелым нарушением речи является участие семьи в жизни и воспитании особенного ребёнка. Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от психического и эмоционального состояния ребёнка в семье, от поддержки и любви родителей.
Опираясь на практический опыт, можем отметить, что для достижения эффективных результатов по коррекции речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять задания специалистов сопровождения (выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания и т. д.).
2. Разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности (уборка, игра, прогулка и т. д.).
3. Разучивайте стихи и читайте народные сказки – это обогащает словарный запас ребёнка и развивает память.
4. Говорите о том, что вы делаете, видите. Поясняйте, что делают другие люди, сам ребенок и что он видит.
5. Говорите, используя грамотно построенные предложения и фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка.
6. Задавайте открытые вопросы, для стимулирования речевой деятельности ребёнка. Например, спрашивать «Во что играешь?», вместо «Ты играешь?».
7. Выдерживайте некоторые паузы, чтобы у ребёнка была возможность понять вопрос и сформулировать свою мысль для ответа.
8. Рассказывайте короткие рассказы. Затем помогайте ребенку рассказывать эти истории Вам или кому-нибудь еще.
Данная коррекционно-развивающая помощь в семье позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечит успешное овладение учебной деятельностью.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Юрид. лит., 2000. - 61 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. –М. : Педагогика, 1991. – 160 с.
5. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
6. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». М. : МПГУ, 2014. 252 с
7. Холостова Е. И. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 292 с.