Антонина Хохлова
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий.
Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи стала часто восприниматься как обыкновенная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие маму и папу.
Публикация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьёзную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана самой природой и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий.
В семье нет двух миров-взрослого и детского, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколения невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других, членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплочённость.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама и заботливый папа. Детям нужна заботливая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и сделать так, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга.
В работе с детьми следует большое внимание уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности. Игра в семью - самая любимая детская игра. Она уместна, и для весёлого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только настоящую семью, но и «кукольную», «звериную». Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путём формирования положительных нравственных качеств трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого - педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определённое влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают авторитет дошкольного учреждения в решении воспитательно - образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и создание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.