Вилисова Елена
Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность
Вилисова Елена Александровна
Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 22 «Почемучка» г. Саяногорск
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыкальное развитие
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических и музыкальных чувств, связанная с любовью к родному городу, к родной природе.
Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.
Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, музыка должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Русский критик - демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма, считает приобщение ребенка к музыкальному искусству. Его значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни.
Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Воспитание дошкольников призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процессе развития у детей способности чувствовать, понимать, оценивать явления искусства.
Важно уже в дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства (пения, музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально- образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах приемах исполнительства. Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Это будет способствовать решению главной задачи музыкального восприятия детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней. Воспитательно-образовательный процесс, направлен на всестороннее развитие и формирование личности ребенка - его чувств, мыслей, сознания, складывающийся взглядов и отношений к окружающему.
С раннего возраста ребенок начинает вслушиваться в музыкальные звуки, постепенно овладевает свои голосом и движениями, согласовывая их с музыкой. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития, педагог постепенно усложняет перед ними задачи в соответствии с усложнением программных требований по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движением, игре на детских музыкальных инструментах. На каждом этапе ставятся свои практические задачи, отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются. Необходимо обеспечить ребенку всестороннее восприятие музыкального произведения, активизировать сознание, работу мысли, затронуть воображение, создать представление об исполнении песни, пьесы или музыкально-ритмического движения в целом.
В детском саду дети, соприкасаясь с музыкой, открывают для себя разнообразные формы творческой деятельности : слушают музыку, поют, учувствуют в хореографических и театральных постановках, музыкальных сказках, играют на музыкальных инструментах. Я очень люблю музыку П. И. Чайковского и хочу, чтобы дети могли услышать ее, почувствовать ее духовные истоки, проникнуться ее мудростью. «Детский альбом» оказался вполне доступным для детей среднего дошкольного возраста. «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» - эти пьесы часто звучат на музыкальных занятиях. Ребята старших групп узнают об удивленно трепетном отношении композитора к природе по пьесам цикла «Времена года». Лирика, душевность, трепетность пьес «Подснежник», «Песнь жаворонка» и других произведений развивают фантазию, вкус, закладывают основы красоты и добра. Музыкальное воспитание в нашем детском саду неразрывно связано и с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура - это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника.
Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей.
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания. Песни «Сторона моя» муз. И. Космачева, «Родная песенка» муз Ю. Чичкова и т д. пробуждают чувство любви к нашей Родине.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Пение народных песен например «Пошла млада за водой» «В сыром бору тропинка», «Во кузнице» знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, систематическое исполнение способствует эстетическому воспитанию развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине. А участие детей в традиционных народных праздниках и театрализованных постановках дает возможность побывать в образах веселых, грустных, добрых или злых персонажей.
«Веселая ярмарка», «Осенние посиделки», «Широкая масленица», «Рождественские забавы» - праздники, которые мы проводим регулярно. Музыкальный материал подбираю тщательно, стараюсь, чтобы дети имели возможность через эмоции оценивать, анализировать поступки персонажей, усваивать, что такое «хорошо» и «что такое плохо».
Часто мы проводим и тематические занятия. Синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества помогает естественным путем влиять эмоционально патриотические переживания детей. Творческий вечер «Папа - гордость моя», «Этих дней не смолкнет слава», «Тепло материнского сердца», «Семейные традиции», «Мои года - моё богатство» (неделя пожилого человека) - такие занятия развивают творческое воображение, способность художественному взаимодействию с музыкой, посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова. И конечно, большое влияние оказывают на воспитание таких качеств характера детей как благородство, любовь к ближнему, открывают их сердца светлому, чистому, доброму.
Эффективным средством воспитания патриотических чувств являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители.
Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, что важно для его развития и воспитания патриотизма, развивает чувство собственного достоинства.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.
2. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я - М., 2003
3. Ясева Н. Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.