Марина Смирнова
Роль семьи в формировании у детей привычек культурного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Пожалуй, нет таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их малыш выглядел привлекательно. Сколько прикладывается стараний, чтобы его со вкусом одеть и красиво причесать. И как тешим свое родительское тщеславие, когда замечаем, что наше дитя становится предметом всеобщего внимания! Однако не всегда помним, что привлекательность ребенка не только в красивой одежде, но и в красивом его поведении.
Публикация «Роль семьи в формировании у детей привычек культурного поведения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Действительно, какими бы внешними данными ни обладал ребенок, если он не умеет вести себя, мешает людям криком и шумом, не знаком со словом «пожалуйста», перебивает разговор взрослых, лезет в нос пальцем, забыв о носовом платке в кармане, то, конечно, такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят
«невоспитан».
Воспитанность не образуется сама по себе: само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека.
И известно, что любые черты, которые мы хотим видеть в сыне или дочери, когда они станут взрослыми, закладываются с детства. Именно поэтому А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».
К сожалению, иные родители считают, что вежливость, сдержанность, хорошие манеры - это удел взрослых, и поэтому говорят: «Всё пройдет с возрастом, а пока что с него спрашивать. Ведь ребенок!»
А тем временем ребенок растет, не зная даже самых элементарных и доступных для него знаков приличия. Например, что, встретившись в дверях со взрослым, надо посторониться, уступить место, что в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично, что с бутербродом или с мороженным заходить в магазин, где много народу, нельзя - можно посторонним испачкать платье, привлекать внимание окружающих громкими разговорами - признак невоспитанности. И еще много ребенок знает… В общем и дальнейшем, как говорят, вырастет неотесанный человек, который немало докучает окружающим своим неумением вести себя.
Все мы хотим, чтобы наши дети были хорошо воспитаны, умели вести себя красиво, нравственно, выросли культурными людьми. В этой связи особую роль играет пример взрослых: культуру поведения ребенок, как известно, начинает усваивать, прежде всего подражая взрослым.
Не зря говорят: дети - зеркало родителей. Их манеры, привычки, жесты, способы общения ребенок перенимает тогда, когда он не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему неплохо бы почаще обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш собственный пример?
Иногда можно быть свидетелем такой сценки. Пожилая женщина с мальчиком входит в вагон трамвая. Пассажиры, потеснившись уступили место, и мальчик тут же сел. А его бабушка, поставив сумку встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:
- Мы уступили место твоей бабушке, она наверное устала.
- Ты ведь уже большой, - добавил кто-то.
- Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой? Это он такой рослый.
Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:
- Сиди, сиди, всем не науступаешься! А затем бросает в пространство:
- Ишь сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!
Какова же должна быть нравственная основа для выработки у дошкольника подлинной культуры поведения? Какие проявления воспитанности она включает?
А теперь поговорим о вежливости. А что же такое вежливость? Принято считать её одним из признаков воспитанности, и она делает человека привлекательным, вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. Задача взрослых - добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, доброжелательности уважении к окружающим. Надо чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.
А что же такое деликатность? А деликатность - сестра вежливости…Тот, кто, не доставит неудобства окружающим, не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство. Если в Ваш дом придет гость, стоит заранее предупредить ребенка, что он обязан быть не только гостеприимным и приветливым, но и сдержанным: не спрашивать у пришедшего кто он. Как его зовут, зачем пришёл, когда уйдет, не навязывать разговор, не требовать к себе особого внимания.
Предупредительностью принято считать - помощь окружающим из внутренних побуждений. Этому не научишь ребенка, если в нём не заложены нравственные начала понаблюдайте за своим сыном или дочерью, умеют ли они по собственной инициативе предложить Вам помощь, например: поднести покупку, открыть и придержать дверь, пропустив взрослого вперед.
А теперь поговорим о скромности. А что же такое скромность? А скромность - это ценная черта личности, начало которой формируется в детстве. И надо ли доказывать, что культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством, не выпячивая своё «Я». Формировать у ребенка умение быть скромным, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может - одно из непременных условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения. Некоторые родители считают чуть ли не естественным, что их сын или дочь не умеют вести себя сдержанно, скромно. Например: снисходительно относятся к тому, что ребенок шумит, нарушая покой соседей, затевает беготню в железнодорожном вагоне, без разрешения заходит в соседнее купе, истошно кричит во дворе, не считаясь с тем, что развязанность, бесцеремонность, проявляемые ребенком, укореняются, могут стать чертой характера и что в первую очередь именно самим родителям придется пожинать плоды невоспитанности собственного чада.
В заключение хочется отметить, стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения. Целесообразно, например, разъяснять ему привила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, правила, помогающие строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правила вежливости, поведения за столом, в общественных местах.