Ольга Шишова
Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников детского дома
▼ Скачать
Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников детского дома.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе,быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым,бережно относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать гигиенические требования –являются основными требованиями в культуре поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя детского дома.
Публикация «Роль воспитателя в привитии навыков культурного поведения у воспитанников детского дома» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Культура поведения для детей
- Темочки
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков. В этот период закладываются основы характера человека.
При воспитании навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе повседневной деятельности ребенка под руководством воспитателя.
Чтобы ребенок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приемы действия, осознать значение навыка, а затем в процессе упражнения закрепить его.
Для этого воспитатель должен показать приемы того или иного действия, объяснить его понятно для ребенка,проследить за правильностью его выполнения. Надо помнить, что ребенок легче и быстрее овладевает навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства детей,не ограничивается только словесными объяснениями.
В воспитании навыков культурного поведения, так же как и во всей работе с детьми, необходимо избегать случайных приемов. Эта работа должна быть построена воспитателем в определенной системе, основываясь на твердых педагогических принципах.
Такими принципами являются систематичность, последовательность и непрерывность воспитательного воздействия. Чтобы воспитатель мог строить свою работу по привитию навыков культурного поведения в определенной системе он должен вести ребенка от более простых и знакомых ему действий, правил поведения к более сложным, не знакомым, подводя его к постепенному усвоению их.
Последовательно усложняя содержание детской деятельности, воспитатель постепенно расширяет круг детских представлений, обогащая и закрепляя навыки детей.
Работа с детьми строится с учетом возрастных особенностей, что дает возможность определить круг навыков культурного поведения детей по возрастным группам. В каждой возрастной группе изменяется не только круг навыков, но и приемы, пути, средства их воспитания.
Так, если в младшей группе преобладает показ,пример, то в старшей группе упор делается на сознательное понимание указаний и требований воспитателя.
Воспитатель детского дома должен помнить, что он имеет дело с детьми, лишившихся родителей, и поэтому к нему предъявляются особые требования-по матерински, любовно заботиться о каждом ребенке, создать атмосферу семьи.
Детям, лишившимся семьи и родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях воспитатель заменяет семью, ему принадлежит руководящая роль в формировании личности.
Ребенок в детском доме общается со своими сверстниками,сотрудниками этого детского дома и воспитателями. Поэтому влияние личности воспитателя на детей особенно велико. Воспитатель должен быть мастером своего дела. Он не только учит и воспитывает но и согревает душу маленького человека.
Только тот воспитатель, который сам владеет практическими умениями и навыками, сможет правильно руководить активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения в игре и труде.
Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей. Культурный воспитатель сумеет создать культурную обстановку в группе, поддержать чистоту и порядок, отвести для каждого предмета определенное место, научить всем этим правильно пользоваться.
Большое воспитательное значение имеет внешний облик воспитателя. Он должен быть аккуратно и со вкусом одет, иметь скромную прическу и опрятные руки.
Воспитатель должен быть приветливым, отзывчивым и в то же время требовательным. Ласковое и внимательное обращение с детьми и взрослыми, вежливые манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с другом и взрослыми.
Единая педагогическая направленность воздействия на детей всего коллектива дадут возможность воспитать устойчивые навыки культурного поведения детей.