олеся губайдуллина
Роль семьи в формировании поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье семья рассматривается как основа поликультурного образования. Семья выступает источником национальных традиций. Тесное сотрудничество семьи и ДОУ позволит сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение к людям других национальностей в будущем.
Публикация «Роль семьи в формировании поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: семья, поликультурное воспитание, толерантность, культура.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Декларация прав ребенка гласит, что «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей» [2]. Поэтому возникает необходимость уже с ранних лет воспитывать в ребенке уважение к другим, чьи привычки и взгляды отличаются от собственных. Это поможет дошкольникам найти общий язык с представителями других культур. К тому же воспитание уважения к другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей [3, с. 10]. Однако, здесь следует отметить участие семьи в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. Ведь именно семья является первым источником традиций. В семье ребенок учиться общаться, слушать и уважать мнение других, с терпением и бережливостью относится к своим близким. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок [2, с. 21]. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Организуя сотрудничество работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следует выделить следующие цели:
• осознать важность и необходимость поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
• осуществлять единство воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
• формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
• развивать стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители могут оказывать оценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.
Формы работы с семьями могут быть разнообразными, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Таким образом, совместная работа педагогов и родителей позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Список литературы
1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года
2. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 6. – С. 21-22.
3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Под редакцией В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 88 c.