Татьяна Харьковская
О воспитании привычек поведения
▼ Скачать + Заказать документы
О воспитании привычек поведения
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду в школе) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, взаимопомощь нужно начинать с дошкольного возраста.
Публикация «О воспитании привычек поведения» размещена в разделах
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают им регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде. Какие воспитательные возможности заложены в повседневной бытовой деятельности и как они реализуются в практической работе с детьми?
В силу того что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, а это способствует выработке привычек.
Каждый день дети здороваются, прощаются, убирают после игры игрушки, умываются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, быстро одеваться. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами и взрослыми людьми, помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. Они бывают здесь несколько раз в день и всегда заняты делом (одеваются или раздеваются, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит автоматизация норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь к товарищам, вежливо к ним обращаться. Во время одевания дети выстраиваются к воспитателю, чтобы завязать шнурок, шарф, застегнуть пуговицы, но не хотят обращаться за помощью к сверстникам. По многим причинам: не уверены, что сверстники смогут помочь им, не желают получить отказ, не умеют попросить о помощи товарища. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной бытовой деятельности, чтобы показать детям на практике, что и товарищ умеет застегнуть пуговицы, развязать шарф, только его об этом надо вежливо попросить, а потом поблагодарить за оказанную услугу.
Большое значение при формировании положительного поведения детей имеют оценки воспитателем каждого их поступка.
Перед педагогами детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Воспитатель вводит правило : «Каждой вещи свое место» - и контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог показывает детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться.
Подобные возможности содержатся и в остальных режимных моментах, когда дети умываются, готовятся ко сну. Повышение внимания ко всем этим процессам позволит улучшить практику нравственного воспитания в детском саду.
Только используя все ситуации повседневной жизни детского сада, педагог сможет решить воспитательные задачи в комплексе, сформировать у детей моральные привычки.
Умение жить в коллективе сверстников имеет большое значение для будущего школьника.