Папки-передвижки

Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста.

Наталья Шлюндина
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Важную роль в решении задач воспитания культурно-гигиенических навыков играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.

***

Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Вопросы гигиенического воспитания детей дошкольного возраста освещены в трудах Г. И. Кадниковой (1981, В. Г. Сунцова (1984, Н. А. Букреевой (1989, Е. А. Бриль (1995, В. Г. Васильева, Г. И. Саблиной, В. ЮЛебединского, В. Г. Изатулина (1990, Е. Ш. Мухаметовой (1992).

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится Тщательный уход за зубами и полостью рта — важное условие сохранения здоровья дошкольника. В настоящее время гигиена полости рта стала неотъемлемым компонентом культуры современного человека. Ведь регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов.

***

Несмотря на актуальность темы, я столкнулась с некоторыми противоречиями: между пониманием педагогами и родителями значимости формирования основ здорового образа жизни средствами гигиенического воспитания в воспитательно-образовательном процессе и трудностями в определении направлений работы, последовательностью, в выборе наиболее приемлемых форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, а так же в мотивации к гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста и родителей.

***

Учитывая актуальность выбранной темы, анализируя методическую литературу, а также требования, выдвигаемые современным обществом по взаимодействию детского сада и семьи, мной были сформулированы цель и задачи работы:

Цель: Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта при активном взаимодействии ДОУ и родителей.

Задачи:

1. Формирование у детей общего представления о здоровье, как о ценности.

2. Расширение представлений детей о состоянии собственного тела, формирование навыков сбережения своего здоровья и заботы о нем.

3. Формирование привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

4. Расширение знаний дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.

5. Формирование положительных качеств личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

6. Вовлечение семьи в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

7. Повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма, снижение уровня заболеваемости, необходимость закаливания.

***

Работу стоила в трех направлениях:

1 направление работы - воспитание культурно-гигиенических навыков, в том числе навыков личной гигиены. Формирование представлений о своем организме

В начале формирования навыка, мы учили детей полоскать рот водой. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь ребенок привык глотать пищу или жидкость. Мы рассказали о загрязнении рта пищей. Чтобы дети могли сами в этом убедиться, они пожевали шоколадную конфету, ягоды смородины, черники, малины, клубники или даже просто мягкий хлеб, а затем предложили показать друг другу рот, зубы.

При формировании умения, связанного с полосканием полости рта мы проводили такие тематические игры «Молчанка» с водой во рту, «Пускание пузырей» и т. д.

***

Для привития культурно-гигиенических навыков применяем следующие адекватные возрасту детей методы и приёмы :

1) Игровые приемы: к детям приходит Мишка Топтыгин и рассказывает о том, что с ним случилось, а дети рассказывают, почему у него заболели зубы.

2)Наглядные приемы коробка с сюрпризом; муляж зубов, овощей и фруктов, карточки, схема алгоритма полоскания рта.

3)Словесные приемы - подборка чистоговорок, загадок, сказок и стихов

на гигиенические темы.

Мы фиксировали все положительные моменты в приобретении гигиенических навыков, поощряя малышей за старание и успех.

Дошкольникам среднего возраста мы посвятили несколько практических занятий по ознакомлению с правилами пользования зубной щеткой (каждый приносит ее из дома). Сначала мы учили детей чистить зубы без зубной пасты. Ребята запомнили, что зубы чистят и спереди, и с боков, изнутри, и по жевательной поверхности, снизу и сверху вниз, а не только вдоль зубных рядов.

Для лучшего формирования навыка разделили всю процедуру на несколько этапов:

чистят передние зубы (верхние и нижние);

боковые верхние и нижние с левой стороны;

то же с правой стороны;

верхние передние зубы, боковые левые, боковые правые изнутри;так же нижние зубы;

жевательную поверхность нижних;то же верхних.

В своей практической деятельности мы пришли к выводу о том, что дети легче усваивают сложную технику процедуры, если приемы дополнительно отрабатываются на игрушках — зверях или куклах.

На следующем этапе мы учили чистить зубы зубной пастой. Показав, как пасту выдавливают па щетку, мы многократно повторяли уже известные детям приемы. Так постепенно мы закрепляли навык чистки зубов, основная задача - выработка определенного автоматизма в процессе чистки зубов.

Продолжали работу и по формированию навыка полоскания полости рта. В этой связи ежедневно после обеда перед дневным сном проводились контролируемые полоскания полости рта водопроводной водой.

Детям средней группы свойственно что-то рассказать, объяснить товарищам, куклам, зверятам. Поэтому для создания мотивации и интереса на занятиях используются игровые приемы:

прибегает зайчик, у которого болят зубы. Дети объясняют зайчику, почему это произошло, подсказывают ему какие продукты полезны для зубов, показывают как правильно чистить нижние, верхние и дальние зубы

к детям приходит Кукла Буратино и Мальвина, дети объясняют Буратино, для чего человеку нужны зубы, что полезно и что вредно для зубов, показывают основные правила ухода за зубами

Параллельно с решением задач отработке и автоматизации навыка гигиены полости рта, в младшей и средней группе велась образовательная работа по формированию представлений о своем организме. Темы познавательной деятельности: «Каковы наши зубы?», «Как сохранить зубы здоровыми?», «Мой зубик», «Отчего бывают заболевания зубов», «Витамины для зубов с грядки». А также проводилась работа формированию представлений о здоровом образе жизни: «Быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо», воспитывали навыки здорового поведения : есть больше овощей, фруктов, полоскать рот после еды, чистить зубы два раза в день. Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании предметно-развивающей среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья.

***

В группах создали оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности: организовали уголки гигиены полости рта в группе, разместили схемы алгоритма полоскания. Ребенок набирает воду, полощет сначала за одной щечкой, потом за другой, затем за обеими, после этого необходимо набрать чистую воду и прополоскать горло. Для формирования положительных эмоций у детей при обучении мы подобрали яркие щетки, красивую посуду для полоскания. Каждый ребенок обеспечен индивидуальным стаканчиком для полоскания рта.

2 направление работы это охрана и укрепление здоровья, закаливание.

Большое внимание уделялось формированию навыков по уходу за полостью рта, воспитание привычки к ограничению сладостей, к проведению общеукрепляющих мероприятий. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система мер для детей по оздоровлению, в том числе - полоскание полости рта. Используемый нами метод полоскания полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, оказывает кроме гигиенического, ещё закаливающий эффект, так как температура воды постепенно снижается, в воду добавляется йодированная соль концентрацией 0,5 чайной ложки на стакан воды. Первоначальная температура воды 22 °С. Затем каждую неделю ее понижали на 1 °С. В первые дни бывает достаточно 1—2 полосканий, затем через 2—3 недели целесообразно довести их до 5—6.

3 направление это педагогическое взаимодействие с семьями воспитанников.

Родители были мотивированы к проведению гигиенических мероприятий. В работу с родителями мы включили:

1. Информацию, размещенную на информационных стендах в приемной комнате:

Причины и симптомы заболеваний зубов и полости рта

Правила гигиенического ухода за полостью рта.

Научите вашего ребенка ухаживать за зубами»

Рекомендации по выбору предметов и средств гигиены полости рта, рациональному питанию,

О роли гигиенического ухода за полостью рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний.

2. Организация фотовыставки «Я учусь быть здоровым».

3. Выставка рисунков «Полезные продукты», «Что нужно нашим зубкам?

4. Разработка памятки памятка для родителей «Чистим зубы правильно или 12 мифов о гигиене полости рта».

5. Анкетирование родителей по обучению гигиене полости рта, формированию привычек здоровому образу жизни.

Результаты работы, свидетельствуют о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками, именно навыками ухода за полостью рта имеют положительную динамику, показывают эффективность выбранных направлений в работе с детьми и родителями по вопросу формирования первоначальных представлений детей о ЗОЖ в приобщении к гигиене полости. В плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Таким образом, здоровье органов и тканей полости рта дошкольников - важная составная часть соматического здоровья в целом. А личная гигиена полости рта является наиболее простым и доступным методом, предупреждающим заболевания зубов и полости рта, и фактором оздоровления всего организма. Исходя из возрастных возможностей ребенка дошкольного возраста, не нарушая его психику, идет постепенное формирование навыков к гигиене полости рта, и как следствие приводит к формированию привычки. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример. Для здоровья ребенка важно, чтобы гигиенические процедуры стали для него внутренней потребностью.

***

Список литературы

1. Гаврючина Л. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие.

2. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

3. Тушин Б. Г. «Содержание и методика обучения детей дошкольного возраста навыкам гигиены полости рта» учебно-методическое пособие для студентов, воспитателей детских дошкольных учреждений

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 31 марта 2015 в 11:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании навыка ухода за полостью рта детей младшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шлюндина (УИ 304548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД