Галина Бородина
Роль семьи и детского сада в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи и детского сада в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников
Аннотация: В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Публикация «Роль семьи и детского сада в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, дошкольники, коррекция, профилактика, семья.
В современно - информационном обществе в жизни человека играют большую роль компьютерные технологии. Вследствие чего, нынешнее поколение детей большую часть времени проводят за компьютерами и телевизорами. В последние годы значимость подвижных игр утратилась. Во дворе уже не встретишь играющих детей в футбол и другие подвижные игры. Родители слишком заняты своей карьерой, зарабатыванием денег, а приходя домой, детям уделяется не достаточно времени. Бесконтрольный доступ к компьютеру, планшету и телефону приводит к тому, что большую часть времени дети проводят без движения. Это и увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, а к числу важнейших причин следует отнести ещё и высокий процент рождаемости ослабленных детей и заболевания в младенческом возрасте.
В связи с этим в детских садах увеличилось количество детей с проблемами в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки, плоскостопие).
Важнейшей задачей дошкольных учреждений в области здравоохранения является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Детские сады должны давать не только развитие первых этапов социализации ребёнка в обществе, но и совместно с родителями сохранять и корректировать физическое здоровье детей.
Детский сад принимает участие в муниципальном проекте «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных образовательных организаций города Белгорода». В детском саду мы стараемся создать все условия для профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата у дошкольников. Педагоги посещают курсы, лекции и семинары, практикумы, на которых знакомятся с новыми технологиями укрепления опорно-двигательного аппарата и корригирующей гимнастики. В каждой группе созданы уголки «ОДА», которые имеют большое количество спортивного инвентаря и оборудования: мячи различного диаметра, обручи, гимнастические палки, скакалки, массажные диски, мягкие тактильные коврики, мячи массажные, плетёные шнуры, коврики массажные со следочками.
На протяжении всего дня во всех режимных моментах дети задействованы в двигательной активности: физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, летом идет профилактическая работа в бассейне.
В своей работе по укреплению здоровья детей в детском саду, мы не забываем и о привлечении родителей к данной проблеме. Так как без установления единого подхода в данном вопросе невозможно будет ускорить процесс восстановления нарушенных функций у детей. Для этого регулярно проводятся спортивные праздники и досуги, мастер - классы, открытые занятия, родительские собрания, где родители получают необходимые консультации специалистов. На тренингах с родителями мы показываем, как правильно выполнять с ребенком утреннюю гимнастику и корригирующие упражнения. Постепенно отношение родителей к физическому воспитанию детей изменилось и теперь уже родители в свою очередь стали проявлять активный интерес и принимают участие создании развивающей среды в группе своими руками.
Воспитатели в своей работе по формированию у детей желания быть здоровыми начинают с бесед об осанке. Для начала детям необходимо понять, какая осанка считается правильной и какие бывают её нарушения. Что необходимо делать для коррекции осанки. В игровых ситуациях важно познакомить детей со строением тела, с тем, что полезно и что вредно. Часто на занятиях и беседах по профилактике опорно-двигательного аппарата с детьми присутствует медицинская сестра. Вся эта работа имеет огромное значение для воспитания и потребностей в здоровом образе жизни. Полученные навыки и знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевых и подвижных играх.
Во второй половине дня с детьми проводится целый комплекс игр и упражнений для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Ежедневно, после дневного сна, проводится комплекс корригирующей гимнастики, дети выполняют босиком различные виды ходьбы: по ортопедическим и ребристым дорожкам, массажным коврикам, выполняют ряд упражнений ногами массажными мячиками, укрепляя при этом голеностопный сустав, что способствует лечению и профилактике плоскостопии у детей.
Таким образом, работая в тесном сотрудничестве всех сотрудников сада и семьи, а затем и школы, возможно, сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Каждый из нас должен понимать, что проблема нарушений опорно-двигательного аппарата детей не только проблема отдельной семьи, а всего общества в целом. Ведь вырастив здорового ребенка, мы сохраним здоровую нацию.
Литература
1. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата// сост. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001 – 186 с. –
2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений // сост. Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
3. Сапрыкина Л. И. Коррекционно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. / Л. И. Сапрыкина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. – №12.