Лариса Хорошкова
Роль русской игрушки в приобщении ребёнка к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх. Все это изобилие несет народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русское народная игрушка настойчиво напоминает нам о том, что кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы, и что это то и есть, необходимая и настоящая основа для полноценного и человеческого бытия на земле. И как знать: может быть стоящая посреди безнадежного разора, с пригоршней наивных деревянных и глиняных игрушек в руках Россия, не так уж безнадежно отстала и смешна. Быть может в этих руках детство будущего человечества!
Публикация «Роль русской игрушки в приобщении ребёнка к народной культуре» размещена в разделах
Что же конкретно хочет и может предложить русская игрушка :
* введение с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (глины, ткани);
* введение в ежегодно повторяющийся календарный цикл, оформленный обрядами;
* формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
* активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста;
* ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда - подлинник и, как правило, маленький шедевр.
Так работала с ребенком историческая русская народная игрушка. Самое замечательное ее свойство заключается в том, что народная игрушка способна к бесконечному развитию.
Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.
Всюду, где селится живой человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.
В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.
Традиционно существовали народные куклы трех видов : обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой - отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась бы для обрядов. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. А ведь с образа куклы начинается вход в историю. Кукла близка ребенку. Когда она становится методическим пособием, ребенок с ее помощью может ненавязчиво получать самые различные знания, причем знания эмоционально окрашенные.
Мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка», созданный совместно с родителями группы, - наша дань историческому прошлому, которое мы сегодня заново для себя открываем. Изучив материалы о истории народной игрушки, мы стали рассматривать традиционную куклу как незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка.
Мини-музей создавался совместно с нашими родителями. В нем представлены различные виды народных кукол : Стригушки из соломы, закрутки из лоскутков ткани. Здесь же расположены различные корзиночки, коробочки с лоскутками, бумагой и другими материалами, из которых можно сделать куклу, спеленать ее, покачать, спеть ей колыбельную.
В нашем музее совершаются путешествия в мир познания, в мир старинных вещей. Для этого мы придумываем игровые ситуации и познавательные занятия: «Рассказ о бабушкиных игрушках», «Секреты бабушкиного сундука», проводятся мастер-классы для детей и родителей по изготовлению различных кукол к праздникам народного календаря (масленица, рождественский ангел, пасхальная кукла, стригушка, игровых кукол (пеленашка, закрутка). В музейном уголке можно отгадывать загадки, рассматривать иллюстрации, рисовать картинки, просто поиграть, спеть колыбельную песенку, а заодно, узнать много нового, полезного: как сделать тряпичную куклу, о чем говорят орнаменты вышивок и узоры на одежде.
Играя с разными куклами, дети могут прикоснуться к прошлому, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делать кукол из разных материалов, заворачивать их, одевать, придумывать о них рассказы, разыгрывать спектакли. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, активно развивая моторику рук.
С календарными обрядовыми праздниками тесно связаны куклы - самокрутки. Вместе с детьми и родителями мы к Рождеству изготавливали Рождественскую Коляду, Рождественских ангелов, пасхальную – к Вербному воскресенью, Масленицу – к масленичной неделе.
Народные куклы используем в оформлении выставок к народным календарным праздникам. Этих кукол мы готовим вместе с детьми и родителями. При разучивании колыбельных песенок используют куклу Пеленашку.
Мини-музей стал любимым у детей и взрослых. Ненавязчиво, через игру, ведется приобщение детей к творчеству, ознакомление с историей, традициями, обычаями наших предков, через мир народной куклы ребенку открываются тайны ушедших времен.
Список использованной литературы:
1. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие - СПб ООО Издательство Детство пресс, 2011
2. Журнал «Цветной мир», 2009, №1
3. Шангина, И. И. Русские традиционные праздники / И. И. Шангина. -. СПб. : Азбука-классика, 2008. - 336 с, ил.
4. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008
5. С. Ю. Неклюдов. Живая кукла. Москва, 2009