Козлова Антонина
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время доказано, что качество речи напрямую зависит от особенностей семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если родители поддерживают постоянные контакты с ребёнком на протяжении всего периода его развития и обеспечивают необходимые условия для формирования речи, это обычно способствует её естественному развитию. Однако если родители не уделяют должного внимания воспитанию речи, ситуация может измениться. Неблагоприятная языковая среда может проявляться в неправильном произношении родителями грамматических форм, уподоблении детской речи примитивному языку и других проблемах. Важно помнить, что недостатки речи взрослых отражаются в речи ребёнка.
Публикация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» размещена в разделах
Ежедневное обогащение пассивного и активного словаря ребёнка, а также развитие его грамматически правильной связной речи — это задача, которую родители должны выполнять каждый день.
Родители могут активно участвовать в формировании правильной речи ребёнка. Нужно учить его составлять простые слова из звуков, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребёнку необходимо объяснять и напоминать, что говорить нужно чётко и громко.
Не стоит забывать, что чем больше словарный запас окружающих ребёнка людей, тем быстрее развивается его речь. Однако во всём нужна мера, не стоит перегружать ребёнка занятиями. Недопустимо кричать на малыша или обвинять его в неправильном произношении звуков, так как это может вызвать обратный эффект — ребёнок замкнётся в себе, и установить с ним контакт станет сложнее.
Домашние занятия по развитию речи следует проводить с учётом возрастных особенностей ребёнка. Продолжительность занятий должна составлять около 30 минут для развивающих и 15 минут для логопедических. Слишком долгие занятия утомляют малыша, а длительная артикуляционная гимнастика может быть сложной для ребёнка в этом возрасте.
Для проведения занятий вам не потребуются специальные пособия и методики, достаточно настроиться на ежедневную работу и обращать внимание на окружающие предметы, явления природы, домашние дела, поступки и настроение. Разнообразный материал для речевого развития можно найти в детских книгах и журналах, а также использовать игрушки и мультфильмы.
Когда вы смотрите перед собой и видите, например, яблоко, это прекрасно, потому что у вас есть готовый материал для развития речи ребёнка любого возраста. Начните с игры «Подбери словечко» (какое яблоко? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое и т. д.).
Следующая игра будет «Вспомни сказку» (в каких сказках упоминаются яблоки? — «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Здесь можно получить целое яблоко за правильный ответ.
Когда у вас в руках уже два яблока, пришло время рассмотреть их внимательнее и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравните два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе — красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго — белые и т. д.).
Таким же образом любой объект, ситуация или впечатление могут служить основой и стимулом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
Во время прогулки вы можете знакомить ребёнка с новыми знаниями и закреплять речевые навыки, обсуждая темы «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Также полезно проводить различные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми и транспортом. Обязательно комментируйте и обсуждайте всё это, оформляя в виде беседы. Объясните новые, незнакомые ребёнку слова и повторите их несколько раз.
Полезно прислушиваться к звукам улицы: шелесту листьев, шагам, гулу машин, пению птиц, шуму ветра, дождю, снегу, граду и так далее. Это развивает слуховое внимание. Ребё нку понравятся игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Изучение сезонной одежды людей обогатит и активизирует словарный запас по темам «Одежда» и «Обувь».
Участие в сезонных играх и развлечениях с другими детьми сформирует представление об особенностях определённого времени года и поможет развить диалогическую речь. Эксперименты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы, расширят кругозор ребёнка и пополнят его словарный запас существительными, прилагательными и глаголами.
На кухне у вас есть возможность развивать словарный запас, грамматику и фразовую речь ребёнка, обсуждая темы «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания» и «Бытовая техника». Например, узнайте у ребёнка, где растут овощи, и вместе вспомните названия различных блюд из них (гороховый суп, картофельное пюре).
Рассказывайте ребёнку о названиях продуктов, блюдах, которые вы готовите, и действиях, которые выполняете в процессе приготовления («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и так далее). Не ограничивайтесь бытовым словарём, предлагайте ребёнку новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Указывайте на свойства продуктов (цвет, форму, размер, вкус) и задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и так далее). Обязательно называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую») и показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Привлекайте его к выполнению посильной работы на кухне, так речевой материал усвоится быстрее и естественнее.
На даче открываются возможности для изучения новых слов и грамматических правил, связанных с темами «весна», «лето», «осень», «садовые растения», «цветы», «деревья», «насекомые», «ягоды» и «работа в саду» (весенняя, летняя или осенняя).
Даже если некоторые названия цветов, кустарников и овощей кажутся сложными для ребёнка, продолжайте называть их вслух (например, нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон). На первых порах эти слова пополнят пассивный словарный запас ребёнка, а затем постепенно перейдут в активное употребление и значительно расширят его словарный запас.
Многие речевые игры, такие как «четвёртый лишний», «чего не стало», «что поменялось местами», «что изменилось», «подбери пару», «кому что подходит», «назови ласково», «преврати в огромное», «подбери 5 признаков», «угадай, о чём я говорю» и «скажи наоборот», можно проводить практически на любом наглядном материале, который нас окружает.
Важно помнить, что занятия будут наиболее успешными, если они приносят радость вашему ребёнку. Положительный эмоциональный настрой абсолютно необходим, так как занятия, проводимые против воли ребёнка или при негативном отношении к ним, не принесут положительных результатов.