Папки-передвижки

Роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста

Александров Даниил Денисович
Роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят архитектура, живопись и скульптура (декорации, музыка, хореография, литература, искусство актерской игры и т. д.

Публикация «Роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля. Большая ответственность в постановке спектакля возлагается на режиссёра. От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что роль и функции режиссера в условиях театральной атмосферы фактически никогда подробно не рассматривались. Хотя работа режиссера очень важна при формировании творческого коллектива и поддержания его продуктивной работы, он, несомненно, является важным звеном при создании особой атмосферы. Режиссер отвечает за организацию и структурирование всех элементов театрального представления с целью создания единого, гармоничного и целостного спектакля. Этого он достигает только тогда, когда в процессе работы присутствует благоприятная атмосфера.

Объект: процесс работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста

Предмет: роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста

Цель: изучение роли режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1)Рассмотреть этапы работы над театральной постановкой

2)Раскрыть понятие «режиссёр»

3) Выявить стиль общения педагога театрального объединения

4)Определить методы и приёмы работы над театральной постановкой

Гипотеза: процесс работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста будет более организованным и эффективным, если режиссер будет применять на занятиях разнообразные методы и приемы, используя при этом демократический стиль общения.

Методы:

• Теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация, обобщение)

• Эмпирические (анкетирование, диагностирование)

База исследования: педагоги дома детского творчества

Практическая значимость : практическая значимость курсовой работы определена применением методов и приёмов при театральной постановке с детьми

1.1 Театр как вид искусства

Театр- зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств- литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр[5].

Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. Театр - искусство коллективное.

Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями. Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова. В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание. Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. [8]

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны[5].

Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т. д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола «теаомай» – смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно. Его дополнительно употребляют в следующих случаях:

1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа спектаклей («Театр уж полон, ложи блещут» А. С. Пушкин).

2. Учреждение, предприятие, занимающееся показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т. п.).

3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т. д.).

4. В устаревшем значении (сохранившемся только в театральном профессиональном арго) – сцена, подмостки («Благородная бедность хороша только на театре» А. Н. Островский).

5. В переносном значении – место каких-либо происходящих событий (театр военных действий, анатомический театр)[1].

1.2 Театральная постановка и этапы работы над ней

Театральная постановка - произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название[9].

Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство. Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление[9].

В основе театрального постановки лежит текст. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над театральной постановкой состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство - устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале. Большое значение всегда придавали театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от по вседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики.

Главное лицо в спектакле - актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем-то неуловимым - духом, душой.

Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не менее они подчинены воле руководителя - режиссёра. Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены "заговорить". И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.

Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни.

Рассмотрим основные этапы работы над театральной постановкой:

-Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

-Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

-Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

-Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).

-Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.

-Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.

-Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.

-Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным, с музыкальным оформлением.

-Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм).

-Премьера спектакля. Обсуждение.

-Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями [10].

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором - прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Полезно, для развития воображения предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т. е. фрагмент жизни). Таким образом, ненавязчиво подводить детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками могут становиться самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива.

Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться; выслушиваются все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т. д.

Далее придумать пластические этюды (походка, манера) и их демонстрация. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов. На этом этапе, юные актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, чтобы движение, действие было оправданным. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал., если бы.? а как бы ты сказала, если бы). Это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью)

Седьмой этап начинается работа над ролью. На этом этапе необходимо добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т. д.)

Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически, не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т. к., главное на сцене действие.

Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпо-ритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап- премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т. к. на премьеру приходит первый зритель.

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап - повторные показы спектакля. [10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что работа режиссёра очень важна в театральной деятельности.

Режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Таким образом, режиссура есть искусство пластической композиции спектакля.

Неравнодушное отношение к окружающей реальности, энтузиазм к сценарному материалу, любопытство к способностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера содействуют созданию художественного замысла грядущего театрализованного представления.

В режиссере обязаны действовать в союзе - мыслитель, живописец и критик. Мыслитель - активен, мужественен, он как раз знает «для чего», он видит цель и расставляет вехи. Живописец - эмоционален, он весь в том «как» сделать, он идет по вехам, ему необходимы рамки, по- другому он расплывется. Все знают то, что критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец, он не активен, он беспощаден. Отсюда делаем вывод, что в процессе творчества над созданием театрализованного представления в режиссере должны гармонично уживаться все три указанные позиции. Несомненно, стоит упомянуть, что одной из них недостаточно. Всем известно, что лишь тогда режиссер, театрализованных представлений, в общем, то, делает окрашенный его индивидуальностью, его неподражаемым видением, стилем его мышления художественный мир, который открывает его с различных сторон. Известно, что основой, отталкиваясь от которой он делает свое театральное действо, собственный новейший образ, может, наконец, стать любой документ, жизненный факт, явление, настоящий герой, место событий. Совместно с этим нужно понимать, что лишь образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение истинного искусства.

Отсюда следует, что роль режиссера в современном театре велика и ответственна, ибо театр служит современности и откликается на все ее важнейшие проблемы. Режиссер должен быть вдохновителем их воплощения на сцене, должен найти такие художественные средства, которые бы помогли поднять и осветить животрепещущие вопросы.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Объемные цветы»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Объемные цветы» Мастер - класс рассчитан: для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов, родителей, творческих людей.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Творческая мастерская «Листопад» для детей младшего школьного возрастаТворческая мастерская «Листопад» для детей младшего школьного возраста Для учащихся объединения «Умелые руки» проведена творческая мастерская «Листопад». Цели и задачи - изготовить осенний лист в технике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 13 января 2024 в 22:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль режиссёра в процессе работы над театральной постановкой детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александров Даниил Денисович (УИ 2772374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД