Нина Ивановна Шишкина
Роль окружающих и её влияние на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль окружающих и её влияние на развитие речи детей.
Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка; структуру речи, её характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они постоянно общаются. Влияние на язык ребёнка может быть и положительное и отрицательное. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об её усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, чёткость и правильность словесных обозначений. Исходя из знания интересов детей, особенностей детской психики и возрастных проявлений их развития, он должен владеть основными методическими приёмами по развитию речи, мастерством их применения. Культура его собственной речи должна влиять на культуру речи окружающих. Он должен стремиться поднимать речь детей и всех, с кем он имеет общение, до уровня своей речи. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Поэтому работа воспитателя по развитию речи детей должна идти рука об руку с работой с родителями, со взрослыми. Но учить речи следует не столько путём методических приёмов и указаний, сколько путём примера, образца. Поэтому нельзя в достаточной степени не подчеркнуть значение того, что и как говорят окружающие. Ведь от них дети заимствуют и выговор, и ту или другую манеру речи, и запас слов и речевых оборотов. Педагог, являющийся часто если не единственным, то основным лицом, от которого дети могут слышать правильную литературную речь, должен во всём объёме понять лежащую на нём ответственность и предъявить к своей собственной речи наивысшие требования. Формы речи ребёнок заимствует от окружающих при посредстве органа слуха и присущей ему способности подражания. Забота о благополучии органа слуха ребёнка, о развитии его максимальной функциональной способности, руководство слуховой наблюдательностью детей должны быть в центре внимания воспитателя. Постепенная, методически проводимая взрослыми ориентировка детей в раздающихся вокруг них звуков, организованный подбор для них соответствующих слуховых восприятий содействуют культуре слуха.