Ирина Бажина
Роль развития двигательной сферы ребёнка в коррекции ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты.
Анализ речевых нарушений показал тенденцию к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте. Дошкольные учреждения общеразвивающего вида посещают всё больше детей со сложными речевыми дефектами. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Публикация «Роль развития двигательной сферы ребёнка в коррекции ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы.
Эти симптомы проявляются в следующем:
1. общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
2. может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;
3. при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии);
4. нарушения мышечного тонуса;
5. непродуктивность движений;
недостаточность выполнения сложных движений;
6. ошибочная пространственная организация движений.
К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с ТНР наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:
1. в нарушении точности движений;
2. в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
3. в замедленном включении в движение;
4. в недостаточной координации;
5. пальцевые пробы выполняются неполноценно;
6. наблюдаются значительные затруднения.
Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей - логопатов проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с речевой патологией обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
Системное изучение двигательной сферы детей с речевой патологией показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики:
• в общей (крупной,
• в лицевой и артикуляционной,
• в тонких движениях кистей и пальцев рук,
• а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
В свою очередь недостаток движения замедляет процесс развития речевых функций.
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.
С такими детьми необходима специальная воспитательно-образовательная работа по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
! Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
!Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
!Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев В. М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.
Степень развития ручной ловкости у детей 5 – 7 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 см о стену с расстояния 1 метр.
Если за 30 секунд ребёнок бросил и поймал более 24 раз – координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз – удовлетворительная, менее 19 – плохая.
Развивать общую моторику и ручную ловкость позволяют в том числе и упражнения с мячами разного диаметра, позволяющие совершенствовать координацию, ловкость, быстроту движений; вызывают интерес и эмоциональный подъём. Выполнять упражнения необходимо ежедневно.
Научите ребёнка следующим упражнениям: 1) Перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку. 2) Подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой. 3) Ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360, приседания.) 4) Ударять мяч об пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
5) Ударять мяч об пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочерёдно каждой рукой, потом обеими руками. 6) Бросать мяч о стенку с расстояния 1,5 – 2 метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять. 7) Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.
Творческий подход педагога к использованию игр для пальцев и общей моторики, просвещение и обучение родителей дошкольников помогут ребенку в овладении необходимых навыков общей и мелкомоторной координации и чувствительности, будут способствовать развитию графических навыков.
Хочется закончить словами физиолога И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Список используемой литературы:
1. Агапова, И. А., Давыдова, М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : Лада, 2009.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Арти Пресс, 1999.
3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М. М. Кольцова. – М. : 1973.
4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989.
5. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991.
6. Рузина, М. С. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. – СПб., 2002.
7. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Автор: Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л.