Валерия Гусева
Роль психолога в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация будет полезна родителям, которые негативно настроены на работу с психологом в ДОУ. Материал раскрывает сущность работы психолога в дошкольном учреждении.
Для чего нужен психолог в детском саду?
Детский психолог, или психолог — педагог занимается с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может лишь при необходимости предложить пройти консультацию у других специалистов: невролога, логопеда, дефектолога. Психологи в детском саду помогают малышам быстрее адаптироваться к детскому саду, к новому коллективу сверстников и воспитателям, проводят консультации с родителями относительно поведения, развития и воспитания детей.
Публикация «Роль психолога в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Цель работы психолога в ДОУ – сохранить и укрепить психологическое здоровье детей, обеспечить их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказать своевременную помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Перед тем, как начать заниматься с ребенком психолог собирает с родителей или законных представителей письменное согласие на работу. В случае, если родители по какой-то причины отказываются от работы со специалистом, то работа с ребенком не проводится.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога по ФГОС ДО являются:
1. Психологическая диагностика. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по согласию родителей или законных представителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. А так же в целях мониторинга индивидуального развития ребенка. Как правило, такая диагностика проводиться 2-3 раза в год – на начало учебного года, промежуточная и в конце года. А так же проводиться диагностика готовности к школьному обучению, которая является обязательным документом (во многих государственных школах) при поступлении в школу. А так же диагностика проводится по запросу родителей.
2. Психопрофилактика и психологическое просвещение. Основная цель психологического просвещения — предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью создаются стендовые консультации, организовываются тематические родительские собрания, тренинги, мастер-классы, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Так же психолог организует работу с педагогами по вопросам профессионального выгорания, взаимодействия с родителями и детьми, так же проводятся тренинги, мастер-классы, семинары и личные консультации по запросу.
3. Развивающая работа и психологическая коррекция. Данное направление работы психолога нацелено на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, а не на исправление недостатков. На выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. А так же психолог часто занимается развивающими занятиями, которые посвящены раскрытию детских талантов и способностей. Так же в этом направлении реализуется работа с одаренными детьми. Коррекционно-развивающая работа организуется по запросу педагогов и родителей, на основании результатов психологической диагностики, а так же на основании рекомендаций ПМПК. Однако, индивидуальная или групповая работа может быть начата только в случае необходимости, т. е. она должна быть обоснована. Формируя запрос на индивидуальные занятия от родителей должно исходить четкое обоснование. В противном случае показателя эффективности работы просто не будет, так как нет четкого понимания, какую сферу детской личности необходимо развивать, или корректировать.
4. Психологическое консультирование. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Работая по данному направлению, психолог обязан соблюдать следующие принципы: анонимность и конфиденциальность, доброжелательность и безоценочная позиция, добровольность, запрет на дачу советов, и самый главный принцип – «Не навреди!».
Психолог в дошкольном учреждении – это человек, чья работа заключается в оказании помощи всем участникам образовательного процесса. Воспользоваться этой помощью или нет – целиком ваше решение. Но психолог всегда рад вам помочь!