ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО
Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Протокол № 3
родительского собрания средней группы
МКДОУ «Глушковский д/с №1 «Калинка»
Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
От 16 мая 2014года Присутствовало:. человек.
Отсутствовало:. человек.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Разбор проблемных ситуаций.
3. Заключительная часть.
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, Уважаемые родители!
В начале встречи воспитатель Черненко Е. И. познакомила родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.
Как проводить домашние занятия по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.).
Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д. Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил. А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. - Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Достаньте из конверта карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1.
Карточка № 1.
Прочитайте стихотворение, как “робот”. Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Карточка № 2.
Прочитайте стихотворение, как “крутой, блатной”. Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.
Карточка № 3
Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок” : Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Карточка № 4
Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева” : Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.
Карточка № 5.
Прочитайте стихотворение, как будто вам подарили миллион, т. е. с восторгом, с радостью У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
- Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать. Дома попробуйте с детьми разучить стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Постановили: Принять к сведению информацию, полученную от воспитателя по формированию правильной речи детей. Принять решение по созданию благоприятных условий для речевого развития детей, формирование речевого развития детей в семье.
2. Разбор проблемных ситуаций.
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить четыре проблемные ситуации. Высказать свое мнение, предложения, вопросы.
Ситуация 1
Наблюдая за детьми специалисты отметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстративного материала могут быть различными в зависимости от того, как взрослый сформулировал вопрос.
Вопрос:
-Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
• Что нарисовано на картине? (Перечисляют изображенные предметы.)
• Что делают дети не картине? (Опишут картину.)
• Про что рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)
Ситуация 2
Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.
Вопрос:
-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)
Ситуация 3
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!
Вопрос:
-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах деятельности ребёнок учиться ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)
Ситуация 4
Наблюдая за развитием фонематического слуха у детей, у некоторых из ребят были выявлены характерные недостатки. Гриша: “рыба”-“лыба”, Дима: “шишка”-“сиска”, Паша: “садись”-“дись”, Петя: “сахар”-“хасир”.
Вопрос:
-Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить?
(Замена трудно произносимых звуков на легкопроизносимые, пропуск первого слога, перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.).
Родители принимали активно участие.
3. Заключетельная часть
По третьему вопросу выступил Черненко Н. И. ,он предложил родителям обратить внимание на то, какой инвентарь (стульчики детей) находиться в группе.
Выступили родители Холчева Э. Ю., Ерощенко З. В. с предложением купить стулья для детей нашей группы. Постановили: Сдать деньги на стулья для группы и закупить их, за выполнение отвечает родительский комитет группы.
Председатель: Черненко Елена Ивановна___
Секретарь: Бурцева Ирина Валентиновна___