Галина Атониязова
Роль природы в жизни маленького ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль природы в жизни маленького ребёнка неоценима, но сам ребёнок постигать природу не может. С ним надо работать, его надо направлять. Его следует научить видеть и чувствовать всё происходящее вокруг. Для этого нужны наблюдения за ближайшем окружением. Наблюдения обогащают представления и знания ребёнка об изменениях, существующих в природе, жизни животных, растений, птиц, насекомых. Маленькому ребёнку нужен определённый набор знаний о неживой природе. Ребёнок познаёт зависимость образа жизни людей, животных об этих изменениях. Наблюдения сами по себе бывают случайными, неожиданными и целенаправленными, специально организованными. Важно знать, что каждый день в природе неповторим, и взрослый должен использовать любой момент для наблюдения за природными явлениями, за птицами, животными, растениями.
Публикация «Роль природы в жизни маленького ребёнка» размещена в разделах
Например, гуляем с малышом на улице, а у кормушки обедают синички. И как тут не остановиться? Обращаем внимание малыша на птичек, на их внешний вид, на то, что они едят. Говорим ребёнку, что пугать птичек нельзя, так как они хотят есть. Вот так совсем неожиданно ребёнок получает знания о птичках, видит их, узнаёт о кормушке, которую придумал человек, заботясь о птицах. В следующий раз, собираясь гулять, необходимо взять с собой корм для птичек, и этим показать ребёнку свою заботу о них. Если увидите на улице собаку или кошку остановитесь – рассмотрите, понаблюдайте, как ходят по земле, прыгают, бегают и т. д. Необходимо побуждать своего ребёнка выражать не только восхищение животными, птицами, рыбками, но и желание заботиться о них.
Природа в жизни ребёнка раннего возраста – это красота, множество красок и их оттенков. Роль взрослого сводится к поддержанию интереса о данной красоте, в подаче знаний о деревьях, траве, цветах, животных и птиц.
Наблюдая за сезонными явлениями, обращаем внимание ребёнка на объекты (травка зелёная, листья на деревьях, снег идёт, ручейки появились и т. д.). Не забываем обращать внимание – как красиво всё вокруг! Как весело и легко прыгают птицы! Наблюдая за тем или иным объектом читаем малышу стихи.
Например: идёт снег –
Снегопад, снегопад
Снежинки в воздухе летят,
Снежинки на земле лежат
Скоро белым станет сад.
Увидели весной воробушка –
Воробей с берёзы на дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик – чирик!
Природа в жизни малыша – сформированность понятий и представлений ребёнка о смене времён года, зависимости жизни животных и человека от этой смены, закреплении умений вести себя в природе, воспитание нетерпимости к бессмысленной порчи деревьев и кустарников, травы и цветов и т. д., стремление ухаживать за животными и птицами, обогащение знаний о неживой природе.
Для закрепления наблюдений в природе используем художественные произведения для детей младшего дошкольного возраста: Е. Чарушина «На нашем дворе», В. Бианки – его короткие рассказы о птицах и животных, З. Александровой «Утром», Л. Толстого «Слушай меня, мой пёс», С. Маршака «Сыплет, сыплет снег» и прочее.
В работе с ребёнком часто используем стихи, песни, сказки, потешки, загадки, пословицы, прибаутки.
В этом возрасте мы наблюдаем за животными: кошка, собака и их детёныши. Можно и за другими домашними животными, если есть возможность. За птицами: голуби, воробьи, вороны, синички, утки, гуси, куры. За насекомыми: бабочки, майские жуки, божьи коровки, червяки. За деревьями: ель, берёза и те, которые растут вблизи нашего дома. За кустарниками: сирень, смородина; за травянистыми растениями и цветами. За фруктами и овощами.
Цель всех этих наблюдений узнать по внешним признакам цветы, траву, деревья, кустарники, овощи, фрукты, а также распознавать их по вкусу. У животных и птиц называть части тела, основные признаки по сходству и различию, способ передвижения, уметь находить их на картинках.
Все эти наблюдения способствуют умственной и речевой активности ребёнка, вызывают у него интерес к природе, желание узнавать больше и больше.