Мария Бакшина
Роль потешек в воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое потешки? Потешка - это песенка-приговорка, краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Владимир Даль в своём словаре слово «потешить» награждает синонимами: угождать, занимать, забавлять, веселить. Почему они называются «потешки»? Потому что они «потешают», забавляют ребенка. В них заложены жизнерадостность и веселье. В них рассказывается о детях («Наша Маша маленька.», «Дедушка Егор.», «Маша варежку надела», об играх и забавах («Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик», о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Киска», «Петушок», «Наши уточки с утра»). Потешки написаны образным языком, который хорошо и быстро запоминается. В них множество ласкательных слов (пальчик, котик, личико, гуленьки, обращений (солнышко-ведрышко; водичка, водичка, умой моё личико; дождик, дождик пуще; уж ты котенька-коток). Иногда потешки имеют форму диалога (Федула-федула, что ты губы надула? Пальчик-мальчик, где ты был). Некоторые построены в виде обращения к кому-либо или чему-либо («Киска, киска, киска брысь!», «Петушок, петушок»). Некоторые нам сообщают о чём-то или о ком-то («Идет Коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).
Публикация «Роль потешек в воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.
Когда и как использовать потешки?
• когда укладывают спать;
• когда помогают проснуться с хорошим настроением;
• когда ребенка одевают на прогулку;
• купают;
• если ребенок шалит или капризничает;
• для игры с ним;
• для обучения малыша в игровой форме и пр.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки :
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причё сывании:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приё ма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Укладывая детей на полуденный сон, подходя к ребенку, поправляя одеяло, гладим по головке:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать, да большие вырастать.
Вот поспят подольше - вырастут побольше».
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают. Очень помогает чтение этой потешки при уборке игрушек :
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Кто игрушки убирает-тот у нас хороший.
Сашенька хороший, игрушки убирает.
Кто еще хороший, кто еще пригожий?.
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Чтение потешек и песенок нужно проводить в виде теплой беседы, веселой и увлекательной игры. Необходимо сопровождать слова движениями или действиями в соответствии с текстом. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Дети младшего возраста (до 4 лет) не воспринимают быструю речь, поэтому потешки, народные песенки читаются и произносятся неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Для полного восприятия текста потешки или песенки между взрослым и ребенком должен быть контакт «глаза в глаза». А главное правило: потешки нужно читать наизусть и выразительно.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Рассказывайте детям народные потешки, песенки, и вы увидите как ваши дети быстро заговорят, научатся обращаться с предметами ближнего окружения, научатся общаться с окружающими, будут расти жизнерадостными и развитыми людьми.