Татьяна Черкасова
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно
важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и
функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.
Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и
целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство
воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт
поведения.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни
ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди
всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в
которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия,
которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на
достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое
значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является
эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и
эффективны не только для физического развития, но и социального и
интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости
реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с
правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают
у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность
движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость
движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом,
волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности,
умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение
выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся
действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают
правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает
основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в
результате чего создаются условия, способствующие становлению
начальных форм самооценки и самоконтроля ребнка, что имеет огромное
значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для
полноценной жизни в коллективе.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих
ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что
способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в
игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться
над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От
действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их
формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются
честность, дисциплинированность, чувство
справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В
коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие
упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее
средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать
важнейшим воспитательным институтом,
способствующим развитию физических и умственных норм, правил
поведения, этических ценностей общества.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя
и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело,
изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты,
располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой
деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и
совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их
организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах
жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в
самых разнообразных условиях. Большое количество движений
сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание,
кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере
способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей,
повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам,
заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, –
неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество,
фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных
игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют
гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый
комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками : удовлетворить их
потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим
телом, развить не только физические, но и умственные и творческие
способности, нравственные качества и т. д.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и
улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость,
удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный
тонус всего организма.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При
активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается
работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление
кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние
здоровья детей : улучшается аппетит, укрепляется нервная система,
повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно : и в
организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в
каждой возрастной группе.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную
детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях,
совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как
педагогическое средство не только физического, но и социального развития
дошкольников.
Мини-анкета для родителей
• Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?
• Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.
• Помните ли вы считалочки, напишите их?
• Знает ли Ваш ребенок считалочки?
• Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).
Интервью с детьми.
Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с
ответами детей.
(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).
1. Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со
всеми? Мне нравятся подвижные игры и т. д.
2. Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в
игры подвижные не играют)
• со мной играет только бабушка
• маме некогда, папа смотрит телевизор
3. В какие игры ты любишь играть?
4. В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместе
5. Дома играю только в компьютерные игры.
6. Мне нравится игра – «Лягушки» и т. д.
7. В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?
• мы дома не играем в подвижные игры
• иногда в настольные.
8. Какие считалочки ты знаешь? Расскажи.
9. Учишь ли ты дома с родителями считалочки:
• нет только в детском саду;
• на занятии;
• интересные, которые знают дети.