Марутян Галина Витальевнва
Роль подвижной игры в воспитании ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в настоящее время придается игровой деятельности, потому что в жизни ребенка игра занимает важное место для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным игровым опытом. Существует гипотеза: «Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно если обеспечить систему использования игр в повседневной жизни, на занятиях». Всю свою жизнь человек играет, и нет человека который десятки раз не приобщался бы к игре, человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. Для чего же играют люди? Для того, чтобы приобрести определенные навыки и умения, для тог, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Публикация «Роль подвижной игры в воспитании ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Не маловажное значение в развитии ребенка имеют подвижные игры. Движение составляет основу любой детской деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях. В подвижной игре реализуются основные задачи физического воспитания : а) охрана и укрепление здоровья ребенка;
б) закаливание организма; в) воспитание нравственно-волевых черт личности; г) формирование широкого круга игровых действий; д) развитие физических качеств (ловкости, общей выносливости, скоростно-силовых качеств).
Подвижные игры, в свою очередь, делятся на: сюжетные, бессюжетные, с элементами соревнования, с предметами, игры-забавы, аттракционы, спортивные и народные. Они благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего воспитательного и оздоровительного эффекта. Подвижные игры оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребенка, а также формируют важные качества личности. В этих играх развивается смелость, сообразительность, воля, быстрота реакции, они вызывают положительные эмоции и развивают тормозные процессы. Организующую роль в подвижной игре выполняют правила: ими определяется ее ход, последовательность действий, поведение каждого ребенка, взаимоотношения играющих.
В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазание и т. д. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностями выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
В настоящее время, чаще всего утверждают педагоги, что «подвижная игра ушла из семьи». И это – беда! Родителям надо вернуть игру детям, обеспечив им полноценное развитие. Значит нужно родителей учить играть с детьми дома в различные виды подвижных игр. Как научить родителей играть с детьми? В нашем детском саду организуются показы игровой деятельности, где родители могут во всей полноте увидеть своего ребенка, то как он общается со сверстниками, как вовлекает в игру, активен ли он или пассивен, инициативен или безучастен и т. д. В уголках для родителей имеются консультации, где можно многое узнать, как организовать подвижную игру в домашних условиях.
Для подвижных игр сейчас существует много оборудования, которое помогает решить такую задачу, как потребность ребенка в движении. Это всевозможные раздвижные ширмы, временные стенки, трансформирующиеся и в машину, и в корабль, и в самолет. Такое оборудование очень ценно, оно развивает творчество, инициативу, смекалку и помогает ребенку реализовать потребность в движении. Например: при игре стулья превращаются в пароход или паровоз, гладильная доска – в трап к пароходу, крышка от кастрюли – в превосходный руль и т. д. В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. В домашних условиях можно создать даже стадион – это радость общения на почве укрепления здоровья, развития эстетики движений, силы, ловкости. Даже самый маленький стремится посоревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Много радости могут дать совместные занятия родителей с детьми физическими упражнениями, для которых не нужно каких-либо усилий. Дети с нетерпением ждут таких игр, а особый интерес представляют сложные игры, где папа может быть «конем», «автомобилем», «самолетом» и т. д. Но не следует забывать, что подолгу играть в такие игры не желательно, чтобы не переутомить детский организм. Проведение подвижных игр на свежем воздухе с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей в облегчённую одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, улучшает здоровье, так же способствует развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.
Действительно наша общая задача – вернуть подвижную игру детям, и мы надеемся ее решать совместно с родителями.
Литература: К. Ю. Белая, М. В. Сотникова «Разноцветные игры»; Т. И. Осокина, «Физическая культура в детском саду»; С. С. Прищепа, «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; «Развитие игровой активности дошкольников», Методическое пособие. Творческий центр «Сфера» 2010г.