Получи документы

Роль подвижной игры в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста

Елена Мусалимова
Роль подвижной игры в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль подвижных игр в воспитании детей раннего и младшего

дошкольного возраста.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Публикация «Роль подвижной игры в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

• по возрасту

• по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью : высокая подвижность : «Мой веселый звон-кий мяч», «Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», средней подвижности : «Принеси мяч», «пузырь»; малая подвижность : "Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" «Береги предмет»,

• по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.,

• по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Дети раннего и младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»).

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа : перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли). Несюжетные игровых упражнения для детей раннего возраста : «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше», «По тропинке», «Через ручеек», «Доползи до погремушки», «Перелезь через бревно», «Проползи через воротики».

Для маленьких детей используют игры-забавы : «Жмурки», «Прят-ки», «Мыльные пузыри», «Напои лошадку», «Дай кролику морковку».

Спортивные игры целесообразно использовать в старших группах.

Радость и удовлетворение сопровождают интересную, активную и доступ-ную для ребенка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на умственное развитие и общее физическое состояние в целом, которое способствует достижению таких результатов в движении, которых бы в других условиях, вне игры, он бы никогда не добился, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.

В раннем и младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей выра-батываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.

Руководство подвижной игрой.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Требования к подбору подвижных игр.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете.

Технология проведения подвижных игр

Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснение сюжетных игр детям младшего дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, - низким голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести по-следнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений. При-ведем образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».

Дети садятся на стульчики и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды вдруг появился большой красный автомобиль и загудел "би-би-би". Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькие воробушки. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит "би-би-би", все воробушки должны лететь в гнездышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя роль и воробушка и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения.

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу.

Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такие пояснения, своеобразное подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом упражнении "С кочки на кочку" (I вариант, воспитатель говорит : "Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, ты смелый, ручеек неглубокий". "Осторожно, Коля, потихонечку перешагивай, - предупреждает воспитатель, - чтобы не упасть в воду и не промочить ножки. Вот молодец! Сейчас ты хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок". Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания, "Олечка, а ты хочешь перейти через ручеек?" - спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка : "Мы с Олей возьмемся за руки и вместе пойдем через ручеек. Да?"

Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитатель выполняет в игре партнерское взаимодействие с детьми, первоначально описывает свои действия, а затем действия детей. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением роли. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, дает им пояснения по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры. Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Однако малыши еще недостаточно владеют своим телом и не могут точно выполнить движение, предложенное воспитателем.

Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

В раннем возрасте внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, следует учитывать эту возрастную особенность и не затягивать процесс, иначе дети теряют к ней интерес и действие не получает логического завершения. В первой младшей группе длительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5—8 минут (второй год жизни) до 9—15 минут (третий год жизни). Количество повторов — 3—5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения детей.

Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес.

Примерное количество игр, которое дети могут хорошо усвоить в течение года, в младшей группе – 10

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

Желательно, чтобы подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыражению.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Использованная литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей - М., 1978.

2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и раз-вития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2006.

3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста - М : Просвещение, 1986.

Публикации по теме:

Конспект подвижной игры «Дорожка ужа» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Дорожка ужа» Цель игры. Учить детей ползать по извилистой дорожке цепочкой, друг за другом, подлезать под гимнастическую.

Конспект подвижной игры «Как цапля» для младшего дошкольного возрастаКонспект подвижной игры «Как цапля» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Как цапля» Цель игры. Учить детей ходить, высоко поднимая ноги и голову; стоять на одной ноге, держа равновесие. Материал.

Конспект подвижной игры «Побродим по лужам» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры. Учить, детей по сигналу приседать на корточки и вставать; перешагивать через препятствие; ходить в цепочке друг за другом, не.

Конспект подвижной игры «Походи и побегай» для младшего дошкольного возрастаКонспект подвижной игры «Походи и побегай» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Походи и побегай» Цель игры. Учить детей ходить и бегать попеременно. Материал. Бумажные самолетики. Ход игры Дети сидят.

Конспект подвижной игры «Ползай по мостику» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект подвижной игры «Ползай по мостику» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Ползай по мостику» Цель игры. Учить детей ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, брать игрушку и слезать.

Конспект подвижной игры «Самолетики» для младшего дошкольного возрастаКонспект подвижной игры «Самолетики» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Самолетики» Цель игры. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия, поднимать руки в стороны. Материал. Игрушечный.

Консультация для родителей на тему «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста» Приняв во внимание данную тему, я решила донести до вас наши уважаемые родители, так какую же роль, играют подвижные игры в развитии движений.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "В. А. Сухомлинский. Огромной любовью детей.

Презентация «Роль подвижной русской народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 5–6 лет» Тип проекта: Творчески – информационный. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой (15-25 человек, По времени.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижной игры в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 14:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль подвижной игры в воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мусалимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД