Татьяна Фуфалдина
Роль педагога в организации театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога в организации театрализованной деятельности
В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования представлены определённые направления развития и образования детей – образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Для развития способностей детей в различных видах деятельности речевое развитие является обязательной частью. Речевое развитие – это средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитическо-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевая функция многогранна: – коммуникативная, познавательная, экспрессивная, исследовательская и планирующая.
Публикация «Роль педагога в организации театрализованной деятельности» размещена в разделах
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь планируем работу исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, и в соответствии с программными задачами «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. Н. Васильевой. Работа педагогов требует - артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе - это артистичность, приобретение режиссёрских качеств, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно - ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы. (Музыка, изобразительное искусство, хореография, театральное искусство, архитектура, литература, привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Для развития речи через театрализованную деятельность у детей включаем следующие задачи:
• Развить интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать, активизировать словарный запас;
• Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
• Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Этапы работы:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Элементы педагогических технологий :
• здоровье сберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
• игровые технологии;
• интегрированное обучение;
• взаимодействие с семьёй;
• групповые;
Творческие методы и приемы:
• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
• моделирование;
• ситуация «проживания»;
• противоречий и доказательств;
• ассоциаций;
• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• просмотр видеофильмов;
• словесное рисование;
• нетрадиционные методы рисования и аппликации
• коллаж из сказок
• релаксации музыкотерапия
Для решения этих задач выбраны основные направления:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже усвоенный ранее материал.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - взаимосвязь всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Первое направление – формирование развивающей среды:
Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения, сказки).
• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбомы).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр : (Фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров).
• Дидактические игры («Посещение театра», «Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).
Второе направление – это работа с детьми:
Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности.
Продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета.
Исполнительское – проговаривание текстов, исполнение этюдов, т. е. актёрские способности. Оформительское – изготовление костюмов и декораций.
Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Связная речь: В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора, интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театрализованная деятельность : В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя :
—просмотр спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)
Третье направление – взрослые:
Работа с родителями, она включает в себя:
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
совместное выступление детей и их родителей.
Уровень овладения речевого развития дошкольников через театральную деятельность.
Чтобы выявить уровень речевого развития дошкольников, через театрализованную деятельность. В ДОУ разработана диагностическая методика, которая позволяет выявить не только уровень, но и отношение детей к театрализованной деятельности. Эту диагностику предложили детям в начале и конце года. На основе полученных данных были выявлены уровни творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Диагностика развития артистических способностей у детей.
№ п/п Имя ребенка Музыкально – игровое творчество Основные принципы драматизации:
Итоги
1. Слушает музыкальное произведение. Двигается в соответствии с характером музыки. 1. Проявляет интерес к игре драматизации и другим видам театральной деятельности;
2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях;
. Владение выразительностью речи;
Способность понимать эмоциональное состояние Способность сопереживать героям сказок, эмоционально Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Начало года Конец года
Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г К. г.
Характеристика уровней.
Высокий. Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий. Мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театру, к музыкальной деятельности. Ребёнок не способен к самостоятельности.
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года
Уровни Средний возраст 4 -5 лет
Высокий 19%
Средний 62%
Низкий 19%
Таким образом, большинство детей имеют средний уровень. В большинстве случаев проявляют интерес к театральной деятельности, слушают музыкальные и художественные произведения, двигаются в соответствии с характером музыки, вносят элементы творчества с помощью взрослого, проявляют не устойчивость, в достижении результатов сочиняя короткие стихотворения или сказки, нет интереса к литературным образам в самостоятельной деятельности. По показателям диагностики, планируется индивидуальная работа с детьми, которые имеют низкий показатель.
Следует что, уровень овладения речевого развития дошкольников низок. Для решения этой проблемы, определили программные задачи, разработали перспективный план на средний дошкольный возраст.
В перспективный план включены занятия, совместная деятельность и самостоятельная. В совместную и самостоятельную деятельность входят игры, упражнения по развитию речи, инсценировки, показ театрализованных сказок, деятельность детей в уголке творчества. Разработаны сценарии, игры и упражнения, модели и мнемотаблицы. План работы с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности представляются, и закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.
Конец года
Уровни Средний возраст 4 -5 лет
Высокий 44%
Средний 50%
Низкий 6%
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности, дети получают эмоциональный подъём. Дети проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать. Учатся работать в коллективе, прилагают силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость. Воспитанники любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях
Вывод:
Безусловно, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.