Ольга Цуцаева
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой личности»
.А. Сухомлинский
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно-двигательная\ память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Поэтому на протяжении всей жизни мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.
Публикация «Консультация „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В тоже время, чтение стихов, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает ритм речи и интонацию. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе.
Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность пальчиковые игры. Потому что, чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи детей через пальчиковые игры.
Проанализировав свою работу, столкнулась с недостаточностью сформированной речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, поняла, что окружение ребенка (семья, родственники) в своем большинстве мало обращаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей младшего возраста.
В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и изучения методической литературы: Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Т. Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», статьи в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание».
Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.
Только систематическая работа может дать положительный результат. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно-развивающую среду, используя разнообразный материал:
• различные коробочки с бусинками, пуговицами разной величины;
• фасоль и зерна кукурузы;
• мозаика (мелкая и крупная);
• веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;
• разнообразные мелкие игрушки.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные очки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Работа с пластилином так же «активизирует» эти точки. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы рук. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Кроме этого, живя в Республике Северная Осетия, нельзя забывать о наших традициях – это национальная кухня. Мною было проведено ряд занятий, бесед на тему6 «Пироги нашей бабушки». Одной из частей занятия была практическая часть, где с детьми учились лепить пироги.
Театрализованные игры (пальчиковый театр, театр рукавичек, являются эффективным средством речевого развития детей. Театральные приемы используют на занятиях по развитию речи. Создала с участием родителей игрушки пальчикового театра для проведения самостоятельно-игровой деятельности: «Маша и медведь», «Колобок», «Кошкин дом».
Для многих родителей уже не секрет тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики, стали больше внимания уделять развитию координации руки и стали использовать для этого пальчиковые игры.
Опыт работы с детьми подтвердил, что уровень развития детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.