АННА СОШНИКОВА
Консультация для родителей «Мои пальчики умеют». Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка. Речевые реакции, нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук, находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Необходимо помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Очень важно обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.
Публикация «Консультация для родителей „Мои пальчики умеют“, Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, лепка и рисование, массаж пальцев. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику нужно систематически.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Играть с пальчиками ребенка необходимо с самого рождения, потому что уровень его развития напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков малыша. Играть следует медленно, повторяя текст несколько раз. Ребенок должен научиться правильно работать пальчиками и кистью, вовремя переключаться с одного движения на другое. Если у малыша что – то не получается, то обязательно и спокойно надо ему помочь. Упражнения следует повторять несколько раз в день.
Когда ребенок освоит свободное выполнение движений, то упражнения можно усложнить. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы игры приносили ему радость.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Сорока – белобока.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать и следующую потешку.
Русская песенка – потешка.
Ивану – большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воду носить,
Мишке – среднему – печку топить,
Гришке – сиротке – кашку варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать
Родных братьев потешать!
(Можно спеть такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка)
Пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот все глядел.
(дети проговаривают текст потешки и выполняют соответствующие движения пальцами, загибают пальцы один за другим)
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.